|
Жан-Пьер Тибода «Либерасьон», 5.11.2004 Фоменко — ворожба по сёстрамРоссийский мэтр ставит «Трёх сестёр», и время останавливает свой бег в театре ШайоБез сомнения, эту мечту он лелеял с того далёкого дня, когда увидел, как в его аудитории в ГИТИСе (крупнейшей московской театральной школе) появился новый курс исключительных актёров, которым и предстояло по прошествии нескольких лет истории любви создать вокруг него труппу мастерских Петра Фоменко. Среди них были две сестры Кутеповы (Ксения и Полина), близняшки, наделённые озорной чувственностью, большая Галина Кутепова, задорная Мадлен Джебраилова — то распределение ролей, о котором можно только мечтать для «Трёх сестёр» Чехова: Ирина, Маша и Ольга, три дочери покойного генерала Прозорова, и Наташа, будущая супруга их брата Андрея.
А потом — от «Волков и овец» Островского (их последняя учебная работа, ставшая основополагающим и легендарным спектаклем) к недавней «Войне и миру» по Толстому, а в промежутке — открытие в Москве их собственного театра в помещении бывшего кинотеатра «Киев»… время прошло, слава пришла. Мечта осталась. Это для них Пётр Фоменко сегодня ставит «Трёх сестёр», он всегда ставит свои спектакли для актёров — так, «Семейное счастье» по Льву Толстому, которое скоро можно будет увидеть в Амьене, стало подарком, преподнесённым Ксении Кутеповой.
Монолит. Одна из сильных сторон постановки Пётра Фоменко — это то, что он объединил трёх сестёр в некое единое целое, в монолит, который и стал центральным персонажем пьесы. Они остаются там, в далёкой провинциальной дыре — а вся Россия, как неустанно твердит Чехов в своих произведениях, это прежде всего одна бесконечная провинция — вот уже одиннадцать лет. Они покинули Москву, где каждая из них выучила по три иностранных языка (один из которых французский), когда после смерти матери их отец-генерал получил назначение в уездный центр где-то в российской тьму-таракани. Но вот отец умер, ровно год назад к моменту начала пьесы, в день именин самой младшей из сестёр, Ирины, той, кто скажет, что забыла, как будет «окно» и «потолок» по-итальянски, потому что знание языков абсолютно излишне там, где пребывают сёстры.
И вот, лишённые ориентиров, зависнув между московским прошлым и мечтой о гипотетическом возвращении в Москву, три осиротевших сестры сливаются в нечто единое, оставаясь в том ложном времени, которым является их «настоящее без будущего». Это единение особенно ощущается на фоне персонажа их брата, более слабого, разжиревшего, который остаётся несколько в стороне, хотя именно он и приведёт волчицу в овчарню: четвёртую молодую женщину, Наташу, которая навяжет трём сёстрам свои законы, потому что она — единственный персонаж пьесы, умеющий действовать и наделённый прагматизмом (её муж, её любовник, её дети, её дом), что только подчёркивает несостоятельность окружающих.
Интуитивность. В этом подспудный, глубинный парадокс пьесы, и именно его Фоменко, со своим интуитивным подходом к чтению Чехова, особо выделяет: настоящее время здесь бесплотно. Между безвозвратным прошлым и маловероятным будущим всё застыло. Настенные часы звонили при жизни отца, говорит Ольга, но после его смерти больше не звонят: время остановилось. В сущности, ничего не происходит. Конечно, прибывает полк, что вносит оживление в жизнь затерянного городка, но это ложное событие. В отличие от многих режиссёров, которые видят в Вершинине (подполковнике, командующим батареей) сильную личность, мужчину, способного в два счёта соблазнить одну из трёх сестёр (обаяние мундира и т.п.), Фоменко видит в нём вполне заурядного типа, увязшего в мелкотравчатых мечтаниях, лишённого размаха, такого же блёклого, как его мундир, личность столь же невыразительную, что и брат.
Это же относится и ко всем мужским персонажам пьесы. Мир всегда посредственных, а иногда и обрюзгших мужчин, которые либо замыкаются в своих амбициях, вроде капитана Солёного (как всегда замечательный Карэн Бадалов), либо им больше нечего делать, как Чебутыкину (военный врач, всё позабывший о медицинской профессии, но сохранившей верность своей платонической любви к матери трёх сестёр) — только читать газету и громко возвещать последние новости, вроде «Бальзак венчался в Бердичиве», и то лишь в те моменты, когда они не напиваются.
Но, разумеется, напиваются часто, и в III акте (самом успешном в спектакле) Чебутыкин разбивает «мамины часы». Это единственное событие, которое происходит на сцене (пожары, дуэли проистекают в кулисах); время опрокидывается. Пьяный и скофуженный, персонаж вроде бы произносит нечто несуразное, но на самом деле в его словах — глубинная правда всей пьесы: «Нам кажется, что мы существуем, а на самом деле мы не существуем. » Показывать это на протяжении почти четырёх часов — вот на что сделал свою великолепную ставку спектакль Фоменко. Всё его искусство состоит в том, чтобы населить сцену незначительными деталями и бесполезными жестами, которые ни в коей мере не двигают действие, но превращают фоменковский театр в не имеющий себе равных бальзам — вспомним, например, всё что происходит у левой кулисы, вокруг вешалки, на которую каждый персонаж пристраивает своё пальто.
Предстоит улучшить. В этом искусстве его актрисы не знают себе равных, актёры же соотвествуют им в разной степени… Фоменко прекрасно это осознаёт. Один из актёров в углу сцены играет Чехова, по сути, фоменковского двойника. «Моя пьеса ещё не совсем готова», дважды повторяет Чехов. Читай: «Моя постановка.». Этот спектакль, как и все остальные спектакли Фоменко, станет ещё лучше со временем — высший штрих мастера.
(Подстрочный перевод Риммы Генкиной.)
Другие статьи- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка», Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- В театре нужен бойцовский характер, Елена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценности, Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- Мучительно прекрасная жизнь, Елена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Михаил Козаков: «Я поставил трагическую поэму о себе», Ирина Безирганова, «Культура», 11.10.2007
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной», Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Сестры Фоменко, «Итоги», 27.03.2006
- Своя жизнь, Светлана Васильева, «Вестник Европы (№ 13-14)», 2005
- Магия Фоменко, «Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрам, Жан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко показывает в Шайо «Трёх сестёр», не вызывающих эмоций, Фабьена Дарж, «Лё Монд», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо, «Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк», Григорий Заславский, 7.10.2004
- Несчастное счастье, Марина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестер, Марина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Тщетный авторский надзор, Наталия Каминская, «Культура», 23.09.2004
- Три сестры, Майа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувства, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской истории, Елена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушек, Григорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедший, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестра, Артур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Чехов оказался безыдейным, Роман Должанский, «Коммерсантъ-Daily», 16.09.2004
- «Я и не знаю, что сказать», Ольга Кузнецова, «Время новостей», 16.09.2004
- Непрерванный диалог, Алена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Три сестры нашли автора, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2004
- Без живой воды, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2004
- Невыносимая этюдность бытия, Глеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru», 15.09.2004
- Хмель души, Ольга Егошина, «Новые известия», 15.09.2004
- Бальзак в Бердичеве венчался, Дина Годер, «Gazeta.Ru», 15.09.2004
- Курсовая по Чехову, Марина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра Фоменко, Григорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Как на Ириных именинах?, Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
- Сентябрьский сюрприз, Елена Груева, «Ваш досуг», 09.2004
|