In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Екатерина Сальникова
«Театр, № 1», 01.1997

Лики Прекрасной Дамы

Галина Тюнина меняет распространенные представления о внутреннем мире героини первой величины. Поначалу кажется, отсутствуют многие традиционно предполагаемые черты. Нет душевной раздвоенности, противоречивых устремлений, попыток осмыслить свои чувства и поступки. Кто я? Почему именно такова моя судьба? Грешна ли я, слаба ли, поправимы ли мои ошибки? Увижу я лишь небо в алмазах — или все-таки обрету более удобопонятное, земное счастье? Все эти рефлексии шекспировских Гертруд и Офелий, бесприданниц Островского, чеховских Маш и Сонь, как и проблемы самоопределения в мире женщин из пьес Ибсена, Гауптмана, Шоу, Стриндберга и прочих, — остаются пока в стороне.
Актриса создает образы непривычно монолитные. Однако целостность натуры ее героинь далеко не всегда тождественна светлой гармонии и никогда — покою души, уравновешенности характера. Генриэтта из «Приключения» Марины Цветаевой — бледная обольстительница в мужском наряде и парике. Изящная, но не хрупкая. Изысканная и, быть может, чуть суховатая графика профиля. Жесткий взгляд и ледяные интонации. Никаких намеков на душевную ранимость, трепетность. Генриэтта не знает привязанностей, неуправляемых чувств. Трезво и без сожаления она принимает упрек в отсутствии души, который бросает ей Казанова. Авантюрный дух, по логике режиссера Ивана Поповски, является лишь формальным поводом ухода Генриэтты от героя. Главная же причина — специфика всего ее существа. В шелковом шелесте дыхания слышится утомление вампирши, по-настоящему нуждающейся не в любви, а только в подкреплении сил. Кажется, она никогда не постареет, потому что выпала из нормального течения времени. Приходит в голову эффект Дориана Грея? В магнетизме героини чувствуется дьявольская отлученность от мира простых смертных. Тюнина как бы заново реализует амплуа женщины-вамп — в его прямом смысле.
Вот здесь-то и возникает ощущение трещины в образе героини. С одной стороны — почти идеальный облик, с другой — нечеловеческий внутренний холод. Актриса дает «формулу» инфернальности, подчеркнуто лаконичную, без «подробностей». Но в этой формуле угадываются многие варианты развития. И темная одержимость леди Макбет, ее «обратная сторона» самоутверждения, и надменный прагматизм Марины Мнишек, и жажда жизни блистательной Миледи, неутомимо враждующей с тремя мушкетерами. Инфернальность таких героинь, как и Генриэтты, далека от полусказочной мистики, но, скорее, вырастает из безграничного индивидуалистического пафоса, пропитавшего саму органику героинь. Такие не боятся одиночества, не желают зависеть от чьей-либо любви или равнодушия, стремятся диктовать миру свою волю.
Собственно, кокетливая «змейка» Глафира, сыгранная Галиной Тюниной в «Волках и овцах», тоже не чужда подобных качеств, являя собой вамп, откорректированный и «утепленный» комизмом Островского. Глафирой движет не только инстинкт хищницы, но и жажда острых ощущений, опасных развлечений. Она вдохновенно — и даже самозабвенно — разыгрывает набожную тихоню перед подозрительной Мурзавецкой. С демонической насмешливостью очаровывает неуклюжего Лыняева, любя его как удобную жертву. Глафире нравится сам процесс лицедейства, плетения интриг и любования их результатами — как нравится свойски болтать с Купавиной и качаться в гамаке. Героиня чувствует, что одной привлекательности недостаточно, чтобы добиться всего мечтаемого. Нужны усилия, нужно выиграть, отвоевать у мира, быть может, изначально причитающийся тебе успех. И ей по душе такой порядок вещей. Тем более что он позволяет тратить силы, которых у нее избыток.
Однако инфернальная властность может вести и к драме саморазрушения, как бы постепенного умерщвления себя изнутри. В «Шуме и ярости» по Фолкнеру режиссер Сергей Женовач будто нарочно заставляет нас пристально вглядываться в красоту миссис Компсон. Она подолгу статично, пребывает на сцене. Вот она бессильно откинулась в кресле-качалке, повторив ее плавный изгиб. Длинные пушистые волосы чудесно раскинуты. И так ужасающе механичны тягучие голосовые интонации этой женщины. Даже со своим сыном, несчастным безумным Бенджи, она разговаривает как гувернантка, как чужая. У нее еще хватает эгоистического энтузиазма пококетничать с женихом дочери. Но уже нет чуткости и воли, чтобы предостеречь от ошибок и спасти своих близких. Она умеет только осуждать. Очередной чек, присланный непутевой дочерью Кендейси, героиня будет жечь с почти маразматической педантичностью, почти патологическим наслаждением. Погасший, мертвенный взор. По-старушечьи чуть сгорбленная худощавая фигура, нетвердые шаги. Миссис Компсон превращается в пугающую старуху.
Изначальное внешнее изящество должно быть затем как бы «испытано» стилистикой поведения героинь, смыслом поступков — должно обрести свой сюжет и жанр. Всякий раз оно оценивается и выглядит по-новому, не боясь снижающих моментов. В спектакле Евгения Каменьковича по пьесе О. Уайльда «Как важно быть серьезным» мисс Призм возникает на подмостках этакой «страусихой» в ослепительно белом трико и пышных перьях. Она избыточно декоративна даже для подиума. Но ей приходится жить в обыденном мире. Неудивительно, что эта экстравагантная леди-денди когда-то ухитрилась перепутать младенца с рукописью романа. У нас рождаются восхищение неотразимой героиней-моделью и ирония по поводу ее безмозглого поведения. Культ красоты и пародия на тотальную эстетизацию мира сосуществуют в образе.
Склонность к чрезмерности — тема, выводящая Тюнину за пределы и демонизма, и чистого комизма. Безумно влюбленная Оливия из «Двенадцатой ночи» перестает контролировать себя, становится импульсивной. Готова сама, первая заключить в объятия своего возлюбленного и даже оторвать его от земли. Еще немного — и она станет нелепой. Еще немного — и усомнишься, что Оливии суждена такая же страстная ответная любовь. Веселая игра фортуны ведет персонажей к гармоничному разрешению всех конфликтов. А без опеки со стороны доброго рока героиню могло поджидать жестокое разочарование. 
Самое рискованное — жить непосредственными чувствами и зависеть от чувств других, не умея этого скрывать, пребывая в бестолковом недобром мире. Зина Галины Тюниной из «Тани-Тани» О. Мухиной — Прекрасная Дама в кухонном фартуке. Ее не вдохновляет сознание собственной красоты. Она заливисто хохочет, радуясь пустякам. Пронзительно рыдает, узнав, что ей изменили. Она очаровательна — и беспомощна, заурядна — и непрактична. Умеет только легко и упоенно, без устали танцевать, что рождает грустную ассоциацию со стрекозой из басни Крылова. Грация и расслабленность, неспособность активно отстаивать себя роднят Зину с традиционно «нашими», тургеневско-чеховскими героинями. Которым невозможно не потерять Вишневый сад и не уехать в Париж как в провинцию, в никуда. Для которых и месяц в деревне может обернуться трагедией. Не случайно после роли в «Тане-Тане» Галина Тюнина сыграла именно тургеневскую Наталью Петровну.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100