In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Кочетова
«Вечерняя Москва», 12.03.1996

Двадцать пять пудов любви

Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж?
Королева играла — в башне замка — Шопена
И, внимая Шопену, полюбил ее паж?

Но не было моря, и не было замка, а было Бибирево. И мальчик в вязаной шапочке с помпоном играл на саксофоне. И в открытый футляр толпившаяся на лестницах публика бросала денежки?
А что же было из Северянина? Из Северянина был тон Серебряного века, щемящий до ностальгии, и, главное, «по-лю-бил ее».
Мальчик полюбил Девушку, Иванов полюбил Таню и Девушку, и Охлобыстин полюбил Зину, а потом Таню, но не в этом дело. Сюжет пьесы прост и мудр, как притча: пришла Любовь и?
Пришла любовь и - погибли Ромео с Джульеттой. Пришла любовь и - застрелился Треплев. Пришла любовь и - пролилось вино на белоснежный костюм Мальчика: «как кровь». А все в Бибирево одеты в белое, и вина много.
Спектакль хочется ощущать, а не анализировать, воспринимать на уровне ауры, интонации, подтекста. Сюжет пьесы 25-летней Оли Мухиной вне времени. Да он и не важен. Важен тон. Важна эта размытость грани между условным и реальным.
Юный Дмитрий Липскеров несколько лет назад сочинил странную пьесу о любви. И появился странный спектакль «Ленкома» «Школа для эмигрантов».
Юная Оля Мухина сочинила странную пьесу о любви. И появился странный спектакль Театра «Мастерская Петра Фоменко» — «Таня-Таня».
А, может, вовсе и не странно, что, минуя сиюминутное, молодые драматурги сразу засочиняли про вечное? Сиюминутное сменится другим сиюминутным, а вечное останется. О сиюминутном мечтать пошло, а о вечном — отважно. И естественно. Тем более в молодости. Молодости автора. Молодости артистов. В пьесе многим действующим, а вернее — чувствующим лицам — «за сорок». В спектакле — они юны и красивы и с легкомыслием юности бросаются апельсинами, страстями и судьбами. Спросите, какой характер у Иванова, Девушки, Охлобыстина? А спектаклю не важно, какой характер. Потому и играет Иванова А. Казаков — то ли вообще, то ли еще — без ошеломляющего взрыва страсти.
Главное не это.
Главное — что всем персонажам любовь дается, и у всех отнимается. И что и то, и другое — больно.
Нелепую Девушку в убогом скучном платье и «головастом» парике зовут Таней. Играет ее Полина Кутепова, наделившая, возможно, вопреки пьесе, героиню спектакля внешностью своих данелиевских героинь? Впрочем, внешность тоже не главное, когда приходит Любовь. Пусть под именем Таня. И уходит — тоже под именем Таня, которую играет Ксения Кутепова. Играет роскошной и вожделенной красавицей. И становится грустно от понимания того, что с годами серенькая Девушка Таня адаптируется в Таню роскошную, но счастливее от этого не станет. Снова у Фоменко, где из четверых актрис труппы две — близнецы, похожесть Ксении и Полины дает загадочность сюжету: в спектакле Таня-Полина — как предчувствие Тани-Ксении, Таня-Ксения — как послесловие к Тане-Полине. К непрощению. К боли одиночества. Которая настигнет и Девушку. И всех девушек?
И Охлобыстина — Андрея Приходько. По первому впечатлению — пошляка и жуира. Но вот и его «посещает» чувство? О, эта метаморфоза! Его надо видеть, а не рассказывать. Актер наделяет своего героя, может быть, большей силой и богемной красотой, чем требует пьеса. То же делает и Зина — Галина Тюнина. Эта оригинальная актриса играет чуть-чуть интеллигентнее, чем написано быть Зине. Чуть изломаннее и изысканней. Но это — в стиле тех двадцатых и тридцатых, из которых музыка спектакля, томность его ритмов, разлитая в воздухе чувственность, страсть.
Даже эпизодическое лицо — рабочий дядя Ваня — Рустэм Юскаев, приглашенный вставить стекла, выбитые другими персонажами под наплывом чувств и страстей, — попав в атмосферу бибиревского дома, усаживается визави со зрителем и начинает под хохот зала травить байки все про то же - про любовь.
Но более всего — это чувство ошеломляет Мальчика — Кирилла Пирогова. Вечно путающегося под ногами, рано повзрослевшего Мальчика. Которому даны в спектакле мощные переходы от абсолютного счастья к совершенному горю. И все нюансы состояний своего героя артист играет с изяществом и легкостью, подлинностью и артистизмом, которые были доступны, пожалуй, лишь Андрею Миронову?
У Фоменко умеют ставить и играть внебытовые, вневременные, внеморализаторские спектакли.
Белые занавески окутывают спектакль, как дымка времени, флер чувства. Художница Полина Адамова оформила, кажется, не пьесу даже, а ощущение ее. Передав условность через безусловность деталей: уютный абажур повязан малиновым платком, и когда качается мир под ногами обитателей дома, он начинает маячить на длинном шнуре? Мираж? Но летит, громыхая за окнами, проходящий поезд, и все за этими стенами кажется неправдой. А правдой — вот этот воздух, отравленный любовью? Когда читаешь пьесу, недоумеваешь: как ее можно воплотить на сцене? Когда в ней много атмосферы, чувственности, но и недосказанности, как в стихах Андрея Белого. Но все же: играют. Зачаровывают. Останавливают перо, готовое написать на бумаге о том, что в премьере «не так».
Останавливают, возможно, еще и потому, что многие безликие театры, чьи руководители, подсуетившись, вступили в нужные предвыборные блоки, комфортно расположились в центре Москвы. А театр Фоменко, в котором рождается нечто принципиально новое в искусстве, в том числе и спектакль по пьесе Оли Мухиной, театр, заслуживший и признание на родине, и огромный авторитет за рубежом, мыкается по чужим углам? Впрочем, это тема для особого разговора. А сегодня — о спектакле. О наваждении любви, которое посещает зал на два часа десять минут. Что же из этого следует?
«Следует жить!
Шить сарафаны и легкие платья из ситца.
Вы полагаете, все это будет носиться?
Я полагаю, что все это следует шить».


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100