|
Ольга Горгома «Сегодня», 27.01.1996 В душе нашей — странное есть«Таня-Таня» Ольги Мухиной. Режиссер Петр Фоменко. Московский театр «Мастерская П. Фоменко»Указание на конкретное авторство постановки противоречит тому, что написано в программке. В ней корректно намекается на то, что спектакль представляет коллективный труд. Но думается, что все-таки участие мастера превращает результат этого труда в произведение искусства. Спектакль довольно сложно описывать. Все равно что проснуться и пересказывать сон. Вместе с ним ускользает смысл. Многие люди сами себе рассказывают разные истории. Сюжеты их правдоподобны — таковы условия игры, — незатейливы и не оригинальны. Даже, наверное, это чужие сюжеты или уже ничьи: когда-то увиденное или услышанное, то, что происходило с кем-то, кого мы не знаем, но кто продолжает занимать наше воображение. Раз за разом мы проживаем эти истории с одинаковым волнением, слегка переделывая, чтобы найти в них роль для себя. Внимательны к деталям, небрежны в обобщениях. Рассказываем себе чье-то прошлое как его участники. Мы не знаем, где и в каком времени его искать, но каждый раз безошибочно угадываем, куда следует вернуться. Нечто общее с такой игрой, где рассказчики — одновременно и действующие лица, и все чуть-чуть как во сне, есть в спектакле. Дачная местность. Что-то цветет, что-то пахнет. Играет музыка. Праздные обитатели. Мало дел, много чувств. Танцы, чаепития, романы. Июль длится три месяца. Иванов любит жену. Жена мужа. Она красивая, по-женски загадочная. У них взрослый мальчик. Он играет на саксофоне. Другие мужчина и женщина не очень любят друг друга. Они обыкновенные и потому друг другу очень подходят. У Охлобыстина и Зины — связь. Появляется девушка. Немного странная. Одежда старит ее, делает чуть нелепой. Но Иванов в нее влюбляется. И мальчик тоже. Однако Иванов любит жену и прогоняет девушку. Уходя, она уносит свой голос и чью-то мечту. Жена уходит к Охлобыстину, Зина — к мальчику. Все несчастны. И жалко девушку. Хочется вернуть ее. Пересказать все сначала. Какое бы имя вы дали любимой девушке или женщине? Пусть будет Таня. И пусть они вдруг встретятся. Ты Таня. — И ты Таня. — Ты красивая. — И ты красивая. — Я люблю. — И я люблю. — Меня любят. — И меня любят. Такие разные, но в обеих загадочность, и непонятность, и то вечно женственное, что поднимает ввысь. Единый образ словно раздваивается, принимая разные обличья. Когда они рядом, словно в зеркале-перевертыше — одна в другой. Хочется убрать невидимую грань, вернуть единство. «Невозможное было возможно, но возможное было мечтой». Отвергают одну, из-за нее прогоняют другую и тоскуют по обеим. Почти наслаждаешься этой тоской и хочется длить ее. А спектакль, подобно сну, готов вот-вот рассеяться. И кажется, только стены маленького концертного зала удерживают его. А он норовит скрыться на сцене, спрятаться за оконными портьерами, выскользнуть за дверь, чтобы оттуда же вновь появиться. Сон — двойник реальности — всегда отличается от нее какой-то незначительной деталью, случайной неправильностью (в «Солярисе» Тарковского герой вспоминает родину, дом, отца, там идет дождь, некто с готовностью воспроизводит картину с маленькой ошибкой — дождь идет в доме). Эту неправильность всегда легко отыскать, если вы уверены в том, что хотите различать сон и реальность. Дачная местность. Сумерки. Играет музыка. Грохочут поезда. Мелькают освещенные окна. Но что это за окна: поезда иди дома? И где находимся мы?
Другие статьи- Арденский лес Петра Фоменко, Алла Шевелева, Анастасия Иванова, Лариса Каневская, «Станиславский № 23», 09.2008
- Игра в театр, Алена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Лики Прекрасной Дамы, Екатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- Пространство людей и салатов, Екатерина Сальникова, «Московский наблюдатель, № 3-4», 04.1996
- Четырнадцать песен о странностях любви, Елена Губайдуллина, «Культура», 30.03.1996
- Двадцать пять пудов любви, Елена Кочетова, «Вечерняя Москва», 12.03.1996
- Шампанское, вальс и крушение судеб, Наталия Колесова, «Российские вести», 1.03.1996
- Человеческое сердце, Ирина Силина, «Экран и сцена, № 13», 03.1996
- Яблоневый сад, «Экран и сцена, № 13», 03.1996
- «Бердслеобразность мой девиз», Александр Соколянский, «Неделя, № 5», 02.1996
- Выбор критика, Александр Соколянский, «Неделя, № 4», 02.1996
- Оля Оля, Елена Ковальская, «Дом актера, № 1-2», 02.1996
- В душе нашей странное есть, Ольга Горгома, «Сегодня», 27.01.1996
- Цветы запоздалые российского театра абсурда, Лариса Юсипова, «Коммерсант», 24.01.1996
- Четырнадцать песен о странностях любви, Ольга Фукс, 1996
|