In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Фукс
1996

Четырнадцать песен о странностях любви

В холодновато-изысканном зале на Пречистенке, 32, с его мраморными колоннами, хранящими атмосферу серебряновековой культуры, стало доброй традицией играть спектакли загадочные, без четко обозначенной фабулы с завязкой, кульминацией и развязкой, но зато отданные на откуп игре чувств и фантазий, рассказам о том, что, по словам Маленького Принца, не видно глазу. Три сезона назад Олег Меньшиков в роли гениального и безумного Нижинского, бросался в открытое окно только что отыграв на пару с Александром Феклистовым мучительный и вдохновенный диалог творца с Богом, чертом, антрепренером и альтер эго. Теперь здесь обосновались «фоменки», кочующие по всей Москве со своими стильными постановками.

Новый спектакль «Таня-Таня» поставлен по пьесе 23-летнего драматурга Оли Мухиной. В Литинституте долго не знали, зачислить ли ее на отделение прозы или поэзии, и наконец через семинар критики она попала на факультет драматургии. Помимо «Тани-Тани», у Оли есть еще три пьесы — и все они про любовь к человеку по фамилии Иванов. В рождении «Тани-Тани», жанр которой определили, как «14 песен о странностях любви», принимала участие почти вся труппа, включая мэтра театра Петра Фоменко.
?Сначала было даже не слово, а звук — примитивно-космический звук саксофона в «Полуночном вальсе» Амадио, приглашающий зрителей на нежное неторопливое действо. Восточный ковер, вазы с фруктами, цветы и вино, где-то вдалеке — комната под теплым абажуром, как место, где совершается некое таинство, — интерьер, в котором оно происходит. Три пары разного темперамента: Таня (Ксения Кутепова), Иванов (Андрей Казаков), Мальчик (Кирилл Пирогов), Девушка (Полина Кутепова), Василий Охлобыстин (Андрей Приходько), Зина (Галина Тюнина) — казалось бы, достаточное условие для того, чтобы создать идиллию. Только идиллии не получается: Мальчик (самый поэтический герой) любит Девушку, Девушка — Иванова, Иванов — Таню, а Таня — Иванова, а Таню — Охлобыстин, а его — Зина, но когда Охлобыстин, образумившись, хочет вернуться к Зине, она его не принимает.
Особой магией здесь обладают имена. В Иванове есть что-то от чеховского Иванова с его метаниями между жалостью и любовью, чувством собственной никчемности и способностью причинить боль. При имени Охлобыстина сама собой лезет в голову ассоциация с неформальным лидером нашего молодого кино (а теперь в некотором роде и театра) Иваном Охлобыстиным. Магическая раздвоенность названия «Таня-Таня» (Девушку, которая любит Иванова и любима Мальчиком, тоже зовут Таня) усиливается из-за того, что Таню-Таню играют сестры — Девушку — Полина Кутепова — этакая молоденькая, еще никем не признанная Эдит Пиаф, Таню — Ксения Кутепова, томная красавица, слегка подуставшая любить. Они смотрятся друг в друга, как в зеркало, как в свое прошлое и будущее, и за их игрой можно следить бесконечно. Рядом с этим зеркальным отражением существует совершенно особо, отдельно и непохоже Галина Тюнина в роли Зины, совершенно естественно переходя от юмористического гротеска к тонкому лиризму, к тихому смеху сквозь слезы над людьми, над жизнью и, главное, над собой.
При всей разнице эпох и стилей в этом зыбком недоговоренном действе есть что-то чеховское — помните, люди пьют чай, а в это время рушится их жизнь. Перебрасываются словами и фразами, легкими и увертливыми, как воздушные шарики, объясняясь взглядами и улыбками сквозь слезы, и вдруг кричат друг другу что-нибудь невозможное, смертельное, как удар ножа. А потом успокаиваются, затихают — так и живут с этим воткнутым в душу убийственным словом. Вдруг откуда ни возьмись появляется рабочий дядя Ваня (Рустэм Юскаев), чтобы починить окно, в бешенстве разбитое Ивановым. Простой такой, хороший дядя Ваня. И упоительно рассказывает свои незамысловатые, милые сердцу истории о женщине своей мечты: «Одна женщина шла домой из гостей. Идет и видит: в луже лежит молодой мужчина. Совсем пьяный. Но она не испугалась, пожалела его, подняла, привела домой. А сейчас живут — любо-дорого посмотреть». А ты хохочешь и думаешь, а ведь правда, как же кому-то просто удается жить на этом свете?
В спектакле «Таня-Таня» очень много воздуха, который в холодном зале на Пречистенке порой воспринимается, как длинноты. А потом понимаешь, что именно воздуха теперь больше всего и не хватает.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100