In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Шаина
«Театр To Go», 7.10.2020

На ковре-самолёте в бездну страстей: авторская арт-экскурсия Полины Агуреевой в мастерской сказок Петра Фоменко

Весь вечер на сцене двое – он и она. Их влечёт друг к другу, но вектор взаимного притяжения неизменно упирается в препятствия. Преодолевая их, Мужчина и Женщина обретают любовь и изобретают страх потерять её. Чтобы сберечь чувство, они сочиняют истории. «Сказки – повествования сердца» и «Для всего есть хитрость, кроме смерти», – изрёк суфий. Так нить за нитью хитросплетается полотно – виток за витком проступает орнамент в причудливом ковре земных страстей.

На самом деле на сцене много разных персонажей, но суть примитивного деления на мужское и женское остаётся неизменной с допотопных времён: два начала, два полюса, две половины, которые постоянно сближаются, расходятся и ведут переговоры. Два рассказчика-дирижёра (Полина Агуреева и Фёдор Малышев) и две группы музыкантов разведены по обе стороны от сцены, в центре которой – объёмный персидский ковёр, будто застывший в волнении. Фоном служит тройной рамочный задник, по которому с живописной схематичностью движутся герои. Халиф, его дочь Будур и влюбленный в неё Ала-ад-Дин; ювелир, его жена и её возлюбленный Камар-аз-Заман; Азиз, его кузина Азиза и её невидимая соперница; гигантская нога джина и его наложница – перед зрителем плавно, словно дым фимиама, перетекают из одного в другой, закольцовываются сюжеты из «Книги тысячи и одной ночи».

Каждая новелла обыгрывает архетипы: прекрасная принцесса, жестокий правитель, обманутый муж, пылкий любовник, коварная женщина. Все они – потомки Адама и Евы, изгнанники из рая, ведомые страстями, застрявшие между спицами безжалостного колеса жизни. Необычная пластика актёров (хореограф – Наталья Шурганова) усиливает ощущение орнаментальности, цикличности и зацикленности мира. Артисты двигаются резко и отрывисто, с внутренним напором и самоиронией, их жесты синхронны и упруги, как в акробатическом шоу. То ли ожившие силуэты с наскальных рисунков, то ли картонные марионетки в руках невидимого кукловода, то ли сказочные божества в ритуальном танце – такой «балет–да–небалет» под оригинальную музыку Рафката Бадретдинова «ведёт нас в Рай полузабытый». Присвоив старый как мир миф о первых мужчине и женщине, мы легче принимаем мужское и женское в самих себе.

За полтора часа авторы и исполнители спектакля проводят для зрителя созерцательный экскурс от Востока до истока. И если с истоками всё очевидно, то Восток визуально никак не акцентируется и считывается скорее номинально – через истории, выбранные для постановки, имена героев и стихи мусульманских поэтов. Никакой арабской пышности, пёстрых красок, шелков и позолоты. Одеяния больше обнажают, чем наряжают героев, их причёски и головные уборы напоминают о европейском средневековье (художник по костюмам – Евгения Панфилова), а общая палитра постановки (художник – Мария Митрофанова) и современный подсвеченный задник (художник по свету – Степан Синицын) подчёркнуто нейтральны и безвременны. Сколько столетий этой картине? «Как кисть в руке художника, мы не знаем, где мы».

Всё вместе – универсальный образный язык, нарративная размеренность и хореографическая чёткость спектакля – погружает созерцателя в приятное гипнотическое состояние. Наверное, так ощущаешь себя где-нибудь на Востоке летней ночью, полулёжа на подушках в аромате благовоний, в то время как дутар вполголоса спорит с рассказчиком, повествующим о приключениях славного Ала-ад-Дина. Бин бир – множество: тысяча ночей, тысяча историй, тысяча страниц в книге земных страстей. И ещё одна – ночь навсегда ожившей сказки.

Источник: Театр To Go


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100