|
Ирина Леонтьева «Труд», 23.07.2002 Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев»В разгаре лета в театре Петра Фоменко состоялась премьера забытой пьесы Николая Гумилева «Отравленная туника»Этот спектакль, поставленный учеником Петра Фоменко Иваном Поповски, не оставил театралов равнодушными. Хотя поэтическая драма, театр классицизма — не простой орешек. Сам Поповски знает в этом толк. Во всяком случае, когда он ставил в ГИТИСе в 1991 году пьесу Марины Цветаевой «Приключение», то на представление рвались все: от студентов до профессионалов и мэтров критического цеха. С тех пор за Поповски закрепился статус «талантливого молодого режиссера». Николай Гумилев написал свою «Отравленную тунику» в 1918 году. Не слишком подходящее время для красивой истории о жизни византийской императорской семьи VI века нашей эры. Но у поэтов свои взгляды на искусство и его место в жизни. Понятия актуальности в данном случае Гумилева не слишком волновали. Главная его цель заключалась в том, чтобы выстроить драму по законам поэтического творчества, а потому каждому герою «Отравленной туники», будь то император Юстиниан, его венценосная супруга Феодора, юная дочь Зоя, нищий поэт Имр или величественный Трапезондский царь, — он дал возможность раскрыться сполна. Гумилевский стих произносится в спектакле Поповски внятно, выразительно подчеркнуто удаляясь от бытовых интонаций. На сцене царит звук, причем не только в голосах актеров. Он слышится и в шорохе морского песка, пересыпании камешков, плеске воды. Подобный подход к постановке драмы поэта оправдан еще и тем, что Поповски обратился к полузабытому на нашей сцене стилю классицизма, когда актерам полагалось не столько действовать и совершать поступки, сколько декламировать (в лучшем смысле). Казалось бы, подобная статика могла навеять скуку, но, к счастью, отточенное мастерство молодых звезд Мастерской Петра Фоменко помогла преодолеть и этот порог. А уникальные по красоте костюмы сербской художницы Ангелины Атлагич восхитили зрителей стильным сочетанием льющегося шелка, грубой кожи и блеском драгоценных камней. Солировала в спектакле одна из прим театра — Галина Тюнина. Коварная и влюбленная императрица Феодора предстает перед публикой в самых разных ипостасях — властной, страдающей, виноватой. Она играет голосом, интонацией, жестом. Какой-то звериной, природной пластикой завораживает и араб Имр (Кирилл Пирогов) с его гортанным голосом. Зоя (Мадлен Джабраилова) похожа на дорогую, изысканную куклу, а Трапезондский царь (Рустэм Юскаев) покорил зрителей теплотой и «жизненностью» интонаций. Иван Поповски сумел достигнуть в «Отравленной тунике» невозможного: декламация артистов завораживала зрителей не только музыкальностью, но и глубиной переживаний? Труппа Петра Фоменко в очередной раз продемонстрировала свое редкостное мастерство и умение работать в разных, порой неожиданных жанрах и стилях.
Другие статьи- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка», Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Зачет по высшей математике, Мария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев», Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любви, Павел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустя, Алексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. Гумилева, Елена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туника, Дина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сны, Нина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого, «Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!, Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника», Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространства, Олег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живых, Галина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в Византии, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток Гекубы, Ирина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в Византии, Елена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туника, Алена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдром, Елена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссера, Виктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухи, Анастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентом, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красоты, Григорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На яды, Олег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигур, Марина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафы, Ирина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в Византию, Артур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правда, Марина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному веку, Майа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
|