|
Мария Сперанская «МК-Бульвар», 29.07.2002 Зачет по высшей математикеЧасто поиск нового языка заводит театральные коллективы в непроходимые дебри. В «Мастерской П. Фоменко» режиссер Иван Поповски создал действо, в котором пресловутым «новым языком» стала филигранная точность. Сценическая версия трагедии «Отравленная туника» по одноименной пьесе Николая Гумилева математически выверена во всех сферах, в совокупности рождающих волшебство под названием спектакль.
С первых же секунд и на протяжении двух часов сценического действия художник по свету Владислав Фролов насыщает атмосферу красотой и тревогой. Световая партитура от акварельных полутонов и нюансов до локальных чистых цветов сопутствует интриге, отражая ее, как в зеркале. Вторя свету, то ли эхом, то ли плачем отзывается на деяния человеческие музыка — ровно такая и тогда, когда ее просит душа публики и актеров. А актеры существуют в созданной стихии то со скрупулезной скупостью, то на пике эмоций. Арабский поэт Имр в исполнении Кирилла Пирогова, как пустынный ветер самум, — горяч и беспощаден. Актер намеренно сочетает огненный взгляд со скупой мимикой и монотонностью гортанной речи, отчего внутренний накал его героя, с равной силой жаждущего мщения за поруганную честь отца и любви дочери императора Юстиниана — Зои, становится еще очевиднее. Не в силах бороться с собой, бросается в омут роковой любви Зоя (Мадлен Джабраилова). Тринадцатилетняя девочка, она относится к новому чувству, как к увлекательной игре, наивно полагая, что, когда «все по-честному», проиграть невозможно. М. Джабраиловой удается передать состояние юности, идущей по жердочке неизведанного, и за сутки повзрослеть вместе со своей героиней на целую жизнь. Змеей скользит по мрамору дворцовых залов сладкоголосая императрица Феодора (Галина Тюнина). Обладательница редкого амплуа интеллектуальной актрисы, Г. Тюнина и насквозь фальшивую Феодору рисует как интеллектуальное зло. Любой поворот событий та обращает себе на пользу, виртуозно вплетая в кружева своей подлости каждого, кто смеет ей помешать. Игру актеров дополняет необычный пластический стиль (педагог Владимир Аносов), найденный «от противного», когда взрыву эмоций персонажей сопутствует намеренная статика поз, отточенность жестов, графика которых явно не случайна. Знаково решена сцена объяснения императора с супругой, где за невидимых зрителям актеров говорят их руки, подчас выдавая лживость произнесенных слов. Закономерен и лаконизм решения сценического пространства (сценограф Владимир Максимов), подчеркивающий как изысканность поэтического языка Н. Гумилева, так и великолепие костюмов ручной работы, каждый из которых сплетен из сотен кожаных ремешков и отделан тысячами «самоцветов» (художник Ангелина Атлагич). Несмотря на калькуляцию каждого шага, спектакль не кажется холодным. Режиссерское чутье ни на миг не обмануло Ивана Поповски, который вывел и доказал теорему о том, что искусство XXI века возможно просчитать, если подойти к расчетам творчески.
Другие статьи- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка», Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Зачет по высшей математике, Мария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев», Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любви, Павел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустя, Алексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. Гумилева, Елена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туника, Дина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сны, Нина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого, «Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!, Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника», Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространства, Олег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живых, Галина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в Византии, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток Гекубы, Ирина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в Византии, Елена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туника, Алена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдром, Елена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссера, Виктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухи, Анастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентом, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красоты, Григорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На яды, Олег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигур, Марина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафы, Ирина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в Византию, Артур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правда, Марина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному веку, Майа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
|