In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ




«Итоги», 2.07.2002

Гость из прошлого

Режиссер Иван Поповски внезапно возник из небытия и поставил в «Мастерской Петра Фоменко» «Отравленную тунику» Николая Гумилева

Одиннадцать лет назад ученик Фоменко македонец Иван Поповски громогласно был объявлен гением. Учебная работа 2-го курса, спектакль «Приключение» по Марине Цветаевой — случай небывалый — получил премию придирчивой московской критики и стал «Гвоздем сезона». Спектакль этот, и впрямь удивительный, вошел в репертуар «Мастерской Петра Фоменко» и триумфально прокатился по всему миру. А теперь представьте себе потрясение, которое должна была пережить неокрепшая душа молодого человека от всего этого тарарама, на него свалившегося. Тут и мастера не выдерживают.
Два следующих спектакля Поповски столь же дружно нарекли провальными. Один из них был явно проходным, а другой — показательным. Все в той же «Мастерской» по заказу французского «Одеона» Поповски поставил «Балаганчик» Блока, продемонстрировав пристрастие к русской поэзии Серебряного века. Спектакль был красив, холоден и печально пуст. Сыгранный раза три, он тихо исчез из репертуара. А растерявшийся режиссер замолчал. Ставил кое-что за границей, хорошо иль нет — не известно. Как-то завезли в Москву из Омска его спектакль «Царь Емельян Пугачев», который опять никому не понравился, и критики все больше стали склоняться к тому, что с «гением» они поторопились. Все эти годы Поповски был тут, с нами, мелькал на премьерах чужих спектаклей, его снисходительно похлопывали по плечу, ласково называли Ваней, но уже не принимали в расчет.
Между тем «Мастерская Петра Фоменко» обрела еще большую популярность, сам мастер выпустил целую серию спектаклей, о которых, не стесняясь в выражениях, говорили — шедевр, и премии сыпались на театр как из рога изобилия. Зачем понадобилось рисковать, доверив очередную постановку режиссеру, о ранней удаче которого еще вспоминают, но доверия к которому давно не испытывают? Догадаться легко. Зря, что ли, театр называется мастерской? Да и Петр Фоменко не просто значительный режиссер, но еще и педагог. Тут важно было не очередной шедевр выпустить, а ввести в театральный обиход возникшее из небытия имя ученика.
И снова Поповски сделал поэтический спектакль: Серебряный век, напевный ритм, ведущий исполнителей, красивые мизансцены и прихотливые декорации. Все те же актеры, друзья-однокурсники, проверенные давним «Приключением». А в качестве эпиграфа в программку помещают слова Гумилева: «?Поэт, достойный этого имени, пользуется именно формой, как единственным средством выразить дух?» В связи с чем только ленивый не сравнил «Отравленную тунику» со спектаклями американца Роберта Уилсона. Заметим, совершенно зря. Прежде всего потому, что Поповски, поставивший вещь абсолютно отвлеченную, стилизованную под классицизм, по определению холодную и нравоучительную, сумел рассказать историю. А это далеко не всякому удается.
История печальна, а главное — неумолима, как и положено в трагедии. Блудница Феодора (Галина Тюнина), ставшая женой византийского императора Юстиниана (Андрей Казаков), методично перечеркивает жизни людей, рядом с ней находящихся. Юную падчерицу Зою (Мадлен Джабраилова) толкает в объятия арабского простолюдина (Кирилл Пирогов). Жених Зои, трапезондский царь, (Рустэм Юскаев) кончает жизнь самоубийством, арабу посылают отравленную тунику, Зою отправляют в монастырь. Феодора, столь жестоко мстящая за свое прошлое, торжествует.
Классицистский канон выдержан четко — единство места, времени, действия, загнанные внутрь страсти, красота интерьера. Художник Владимир Максимов, раз от разу преодолевающий однообразие доставшегося «фоменкам» помещения, к надоедливым колоннам бывшего кинотеатра «Киев», торчащим среди публики, добавил другие, полые. Они катятся по полу, когда надо, делятся надвое, а их основания могут служить актерам как котурны. Во второй части спектакля пол внезапно разъезжается, открывая красивейшую композицию из воды, песка и гальки. Удивительный театральный дизайнер из Сербии Ангелина Атлагич придумала роскошные костюмы — и скептическое предубеждение, теснившее мозг до начала спектакля, стало испаряться.
Актеров уже успели обругать. Мол, не справляются со стихом. Может, и так, а только скажите: кто справляется? Задача труднейшая, в том смысле, что нужно не просто стихи красиво прочесть, но при этом сыграть драму. То есть сюжет. По-настоящему совместить и то, и другое удалось лишь Галине Тюниной. Других актеров ни в чем не хочется упрекать, они точно выполняют задания режиссера и все делают хорошо. Просто Тюнина за годы, что прошли со времен старенького «Приключения», стала по-настоящему большой актрисой. Объяснить, что это значит, трудно, а почувствовать легко; она выходит на сцену — и все вокруг как будто поднимается куда-то высоко-высоко. И текст, и гумилевские страсти, и мы заодно.
На самом деле Ваня Поповски все сделал правильно. Он поставил со своими однокурсниками хороший спектакль. Который, может, и не прибавит славы «Мастерской Петра Фоменко», но и не умалит ее. А это уже неплохо.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100