In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Нина Агишева
«Московские новости», 2.07.2002

Византийские сны

В Театре Фоменко сыграли Гумилева

Понятие «поэтический театр» чаще всего ассоциируется с чем-то весьма скучным и заунывным. Поэтому когда видишь первую сцену «Отравленной туники» Гумилева в Театре Фоменко, где арабский царь-поэт Имр долго, нараспев и почему-то с прононсом объясняет евнуху, что с ним стряслось и зачем он приехал в Византию, думаешь — вот оно, началось? Сюжет замысловат: VI век Рождества Христова, константинопольский дворец, дочь императора Византии Зоя, просватанная за Трапезондского царя и павшая в объятия сладкоречивого араба, бедный Трапезондский царь, прыгнувший вниз с недостроенного храма святой Софии, и еще многое. Трагедию на театре почти не ставили: гумилевский стих великолепен, но драматическая интрига то и дело норовит утонуть в пятистопном ямбе, на котором изъясняется Имр. Поэтому многоопытный в работе со стихотворным текстом македонский режиссер Иван Поповски (театралы помнят его «Балаганчик» Блока и «Приключение» Марины Цветаевой) решил так: кто не хочет слушать — пусть смотрит. И не ошибся.
Сербская художница Ангелина Атлагич придумала замечательно красивые костюмы — переливающиеся цветными каменьями каркасы, надетые поверх шелковых туник. Художник-постановщик Владимир Максимов украсил сцену нежно светящимися то голубым, то розовым полотнами и разбил на ней некое экзотическое подобие сада, в котором журчит настоящая вода, шелестит настоящий песок и перекатываются настоящие камни. Добавьте к этому музыку Шнитке, цветистые восточные мелодии и византийские песнопения в исполнении детского хора — вам уже станет хорошо. А если посреди такого великолепия зазвучит волшебный голос Галины Тюниной — она играет Феодору, ставшую императрицей после карьеры цирковой артистки, танцовщицы и проститутки, и великолепно играет! — то полное ощущение если не поэтического, то магического театра обеспечено.
Режиссер между тем продолжает навевать «сон золотой»: в сцене объяснения императора и императрицы мы видим только кисти их рук, и пальцы, оказывается, говорят больше слов, ночь любви Зои и араба тоже молчалива — только откуда-то сверху к любовникам прилетают светящиеся бабочки, птицы, жираф и даже леопард, так что измученные жарой и проблемами взрослые зрители чувствуют себя счастливыми детьми. Артисты двигаются медленно и торжественно, а когда во время судьбоносного разговора с арабом (в него влюблена и императрица, и даже, кажется, евнух) Феодора — Тюнина опускает свои роскошные волосы в воду, то без слов становится ясно: участь его решена.
Спектакль идет два часа без антракта, что тоже способствует наркотическому погружению в его атмосферу. Артисты Кирилл Пирогов, Андрей Казаков, Мадлен Джабраилова, Рустэм Юскаев и Томас Моцкус, не говоря уже об упомянутой Тюниной, играют исключительно тщательно и хорошо, как и всегда бывает в этих стенах. Но некой важной составляющей, которая тоже всегда присутствует в фоменковских постановках, в спектакле нет. За жестом и интонацией «фоменок» всегда скрывалось так много, что, когда жест и интонация стали самоценны, возникло ощущение, что тебя обокрали. Как сам Гумилев — это не только «изысканный жираф», который бродит на озере Чад, а теперь волей режиссера и художника забрел аж в Византию, так и театр — это все-таки нечто большее, чем живые картины, сколь бы выразительны они ни были.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100