In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ирина Корнеева
«Время МН», 19.06.2002

Люди, тигры и жирафы

Иван Поповски поставил в «Мастерской Петра Фоменко» «Отравленную тунику» Николая Гумилева

Жила-была в начале VI века нашей эры в Константинополе тринадцатилетняя девочка Зоя. Чистое, невинное дитя. Дочь императора Византии Юстиниана. Просватали ее за Трапезондского царя, свадьбу назначили, брачную тунику — отравленную — для жениха приготовили. Отец Зои Юстиниан возжелал Трапезондом сам править, без зятя. Мачеха Зои императрица Феодора свои интриги наплела, ненавидя девочку «за руки тонкие, за взгляд печальный и за спокойствие, как бы усталость твоих движений и речей твоих». Она толкнула падчерицу накануне свадьбы в объятия пришлого простолюдина, арабского поэта Имра, пожаловавшего просить у Юстиниана войска. Зоя в Имра влюбилась, отказала Трапезондскому царю, тот от отчаяния бросился с вершины собора, отравленная туника досталась Имру. Юстиниан для опозоренной дочери приготовил судьбу затворницы. Довольна всем осталась одна Феодора — блудница, ставшая царицей?
Трагическая история. В стихах — белых и рифмованных. А стихи пересказывать своими словами — дело неблагодарное. Ставить же их в театре — заманчивое и рискованное. Но как декламировать, не утомив, да как обставить действо? Иван Поповски, известный своей любовью к стихам на сцене, из пьесы Николая Гумилева сделал живопись, уместив драму в пяти актах в двухчасовой спектакль, в конце которого неленивый зритель сам начинает думать белыми стихами и изъясняться высокопарно.
Родился Иван Поповски в Македонии. Учился у Фоменко, ставил Цветаеву, Блока, Пушкина. В спектакль по Гумилеву пригласил сербскую художницу Ангелину Атлагич, придумавшую для византийского императора с императрицей костюмы словно не для театра, а для коллекции от кутюр.
«Туника» получилась в стиле американского режиссера Роберта Уилсона, неоднократно привозившего свои спектакли в Москву и так Москву ими очаровавшего, что стали возникать подражания Уилсону. С игрой света и застывших поз, в которой свет говорит больше людей и едва ли не за них. Но спектакль Поповски — не подражание, а продолжение. Довольно удачное и способное примирить поклонников театра Уилсона с его противниками. Люди у него играют с тенью, но не входят в нее. Вещают чуждыми «фоменкам» потусторонними голосами, стихи читают нараспев, шлепают босиком по воде, принимают красивые позы, застывают в них, монологи произносят, не двигаясь (это, наверное, самый статичный спектакль у Фоменко). И ведут себя так, будто вся жизнь — застывшие картинки, любовь — далекий шум прибоя, а белый свет — зыбучие пески? А также бабочки, попугаи, жирафы и тигры. Гром и молнии. 
Императрица Феодора стала еще одной лучшей ролью Галины Тюниной, способной передать известную человечеству гамму чувств кончиками пальцев. В сложнейшей психологической сцене объяснения Юстиниана (Андрей Казаков) с императрицей режиссер оставил для выражения актерам одни руки. Все остальные части тела загородил колоннами. И руками было сыграно все.
И пусть Мадлен Джабраилова (Зоя) невероятно соблазнительна, как не может быть неопытная тринадцатилетняя девочка, а Кирилл Пирогов (поэт Имр) внешне совсем не похож на жгучего араба, от чьего взгляда бледнеют и жена, и дочь императора. И пусть любовь их холодна — «Отравленная туника» жжет.
В репертуаре «Мастерской Петра Фоменко» она будет стоять особняком. Стихотворным памятником гумилевской истине, «что женщина не только человек, а кроткий ангел с демоном свирепым таинственно в ней оба совместились. И с тем, кто дорог ей, она лишь ангел, лишь демон для того, кого не любит».
А впрочем, любит не любит — какая разница, когда до вечности — рукой подать. Как это кажется в постановке Ивана Поповски, смешавшего запредельные дали с веками, высокую поэзию с низменными страстями и миражи с историей.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100