|
Галина Облезова «Новое время, № 29», 07.2002 Женщины обольщают и не всегда остаются в живыхКоварство и любовь под занавес московского театрального сезонаТех москвичей, которые еще не успели в связи с летней жарой плотно засесть на дачных участках, столичные театры завлекают премьерами, что характерно, более интересными, чем это случалось во времена зимних вьюг. Так, три очень хороших режиссера, обратившись к разного жанра классике, порадовали — каждый по-своему — даже самую взыскательную столичную публику яркой, сочной зрелищностью. («Отравленная туника», постановка И. Поповски, «Макбетт», постановка Ю. Бутусова и «Кабаре, или Боб Фосс живет в Москве», постановка М. Розовского. У нас, конечно, только отрывок про спектакль Поповски. — Ред.) Заодно подтвердив опять же классические истины: во-первых, что зло и коварство отнюдь не прерогатива какого-то отдельно взятого времени; во-вторых, всегда и везде — «шерше ля фам»!
Блудница Феодора
Много-много лет назад, а именно в VI столетии, Византией правил коварный тиран император Юстиниан. Впрочем, все они, византийские императоры, были коварными тиранами: что ни царствование — сплошные заговоры, интриги, доносы, казни? Юстиниан же, с одной стороны, прославился как отличный полководец и неплохой политик, с другой, отличался не только жестоким узурпаторством, но еще и женился на порочной и злобной красавице, бывшей актрисе и куртизанке Феодоре. Феодора ненавидела свою прелестную падчерицу Зою и, воспользовавшись стечением обстоятельств, добилась того, что Юстиниан навсегда заточил родную дочь в монастырь. Николай Гумилев написал о тех делах и временах пьесу «Отравленная туника». Режиссер Иван Поповски поставил ее в театре «Мастерская Петра Фоменко», у которого когда-то учился, с теми же актерами, с которыми уже ставил «Приключение» Цветаевой и «Балаганчик» Блока, подтвердив тем самым свое пристрастие к поэзии Серебряного века. Спектакль получился потрясающе красивым: сценография (художник Владимир Максимов) — византийские колонны, работающие заодно и занавесом, «живые» бассейны; свет (художник Владислав Фролов) — направленные лучи, акцентирующие главные моменты действия; богатые костюмы (художник Ангелина Атлагич) — точно в стиле той эпохи. И подача гумилевского текста тоже стилизована под византийский театр (каким мы представляем его себе по описаниям): все с пафосом, никакой приземленности, бытовщины. Что ж, «фоменковские» актеры — Кирилл Пирогов (арабский поэт Имр), Андрей Казаков (Юстиниан), Мадлен Джабраилова (Зоя), Рустэм Юскаев (царь Трапезондский), Томас Моцкус (евнух) — демонстрируют, что, если надо, они могут и так? Но только вся эта роскошность в какой-то момент явно грозила обернуться тяжеловесностью, если бы в центре спектакля не оказалась (вольно или невольно?) Феодора Галины Тюниной, чью пластичность, гибкость, острейшую характерность, умение играть голосом не перекрыть ничем. И это сыграло на руку спектаклю. Когда-то «Отравленную тунику» ставил в Театре Луны Сергей Проханов. Там Юстиниана играл Анатолий Ромашин, и понятно, что он был центром спектакля, рассказавшего именно о мужских пороках и подлостях. У Поповски с Тюниной — классическая история ущемленного женского самолюбия (бывший любовник предпочел падчерицу) и изысканного дамского коварства: всех подставить, всех уничтожить, но при этом не своими прекрасными ручками.
Другие статьи- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка», Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Зачет по высшей математике, Мария Сперанская, «МК-Бульвар», 29.07.2002
- Поэзия Гумилева вдохновила «фоменковцев», Ирина Леонтьева, «Труд», 23.07.2002
- Восточные грезы любви, Павел Руднев, «Ваш Досуг», 8.07.2002
- Десять лет спустя, Алексей Филиппов, «Известия», 8.07.2002
- «Отравленная туника» Н. Гумилева, Елена Ковальская, «Афиша», 8.07.2002
- Отравленная туника, Дина Годер, «Еженедельный Журнал», 4.07.2002
- Византийские сны, Нина Агишева, «Московские новости», 2.07.2002
- Гость из прошлого, «Итоги», 2.07.2002
- Осторожно, отравлено!, Екатерина Васенина, «Новая газета», 1.07.2002
- Ожившая «Отравленная туника», Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 29», 07.2002
- Гипноз пространства, Олег Недоловский, «Современная драматургия, № 4», 07.2002
- Женщины обольщают и не всегда остаются в живых, Галина Облезова, «Новое время, № 29», 07.2002
- Любовь и смерть в Византии, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 27.06.2002
- Перекресток Гекубы, Ирина Алпатова, «Культура», 27.06.2002
- Любовь в Византии, Елена Ямпольская, «Новые Известия», 26.06.2002
- Отравленная туника, Алена Карась, «Российская газета», 25.06.2002
- Балканский синдром, Елена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Возвращение блудного режиссера, Виктория Никифорова, «Эксперт», 24.06.2002
- От страстей свободны лишь рабы. И то - евнухи, Анастасия Томская, «Комсомольская правда», 21.06.2002
- Русская поэзия с македонским акцентом, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.06.2002
- Для красоты, Григорий Заславский, «Независимая газета», 20.06.2002
- На яды, Олег Зинцов, «Ведомости», 20.06.2002
- Театр восковых фигур, Марина Шимадина, «Коммерсант», 19.06.2002
- Люди, тигры и жирафы, Ирина Корнеева, «Время МН», 19.06.2002
- Македонец отправился в Византию, Артур Соломонов, «Газета», 19.06.2002
- Поэзия и правда, Марина Давыдова, «Время новостей», 19.06.2002
- Ключ к Серебряному веку, Майа Одина, «Газета.ру», 18.06.2002
|