In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Ковальская
«Афиша», 24.06.2002

Балканский синдром

Иван Поповски ставит в «Мастерской Петра Фоменко» «Отравленную тунику» Гумилева

12 лет назад в ГИТИСе играли спектакль. В В одиннадцать вечера, когда студенты уже расходились по домам и в ГИТИСе гасили свет, человек пятнадцать зрителей в полутьме пробирались к лестнице. Лестница освещалась маленькими свечками и вела в какой-то закоулок, из которого доносились звуки рояля. На рояле лежали красные яблоки. Отсюда людей вели в темный коридор с несколькими рядами стульев в тупике. Когда зрители рассаживались, в другом конце коридора загорался фонарь — и начиналось: из дверей в коридор вылетали шелковые занавеси, неведомо откуда залетевший ветер развевал кудри высокой красавицы, голоса звучали то где-то далеко, то совсем близко, лиц почти не было видно — направленный в спину свет оставлял от них только истонченные абрисы, тени и голоса. Студент Петра Фоменко, македонец Иван Поповски, поставил цветаевскую трилогию о Казанове с одногруппниками Галей Тюниной, Мадлен Джабраиловой, Андреем Казаковым. 1991 год: уже закрываются видеосалоны и открываются «Макдоналдсы», работают круглосуточные ларьки и крутится реклама на канале «2х2», самый модный компьютер — РС 286, самый модный рэппер — Богдан Титомир, самая модная игрушка — игральный автомат. А в сто лет не крашеном гитисовском коридоре летают легкие занавески, катятся по роялю красные яблоки и с легким декадентским изломом звенит цветаевский стих. 
Потом Поповски ставил блоковский «Балаганчик» в «Мастерской П. Фоменко» и «Пугачева» по Пушкину и Есенину в Омске, пьесу Юрченко в стихах «Фауст и Елена» в Авиньоне и «Баню» Маяковского в Нью-Йорке. Три года назад на фестивале «Теорема» решили осуществить международный проект «Отель-Европа»: молодые европейские режиссеры ставили пятнадцатиминутные пьесы и играли их в гостиничных номерах, а зрители смотрели спектакль, группами перебираясь из номера в номер. В этом проекте за Македонию, например, выступал албанец, а Россию представлял македонец Иван Поповски.
Сегодня 33-летний Поповски живет в Москве и выпускает в «Мастерской П. Фоменко» новый спектакль — на этот раз по Гумилеву. Накануне премьеры с Поповски встретилась Елена Ковальская.
 — Откуда македонский студент знал стихи Цветаевой?
 — Мы как-то ехали с Галей Тюниной на вокзал (мне родители передавали поездом посылки с едой), и там на вокзале был книжный киоск. Галя увидела в нем Цветаеву — поэтов Серебряного века только-только начали печатать — и купила. Я прямо у киоска открыл, смотрю — «Казанова». Взял, прочитал и сказал: я это буду ставить.
 — Ты так легко читал по-русски?
 — Когда я ехал в Москву, я вообще русского не знал. В моей школе учили английский. До сих пор актеры, мои бывшие однокурсники, надо мной издеваются. Я спрашиваю: «Что значит это слово?» — а они говорят: «Кто это тут ставит нашу русскую поэзию?» Они даже записывают за мной, когда я говорю что-нибудь вроде «сгибни, сгибни немножко колени».
 — Как ты попал к Петру Фоменко?
 — Это было совпадение счастливое. Я не поступил в Македонии, не поступил в Сербии, не поступил в Хорватии, и если бы не поступил в Москве, поехал бы еще в Прагу. И если бы и там не получилось, наверное, отказался бы от этого, хотя я совершенно не представлял себе, что бы я еще мог делать.
 — Почему?
 — Еще в школе, мне было тогда лет десять, я написал рассказ про маму. Учительнице он очень понравился, она отправила меня по всем классам его читать. И я его читал, пока меня не позвали сыграть на празднике школы, потом еще раз, еще раз, потом одна девушка собрала любительский театр, и я пошел туда работать. В середине восьмидесятых у нас в городе было 700 тысяч населения и 44 любительских театра. Если бы в Москве была бы та же пропорция, здесь было бы 800 таких театров. А их, кажется, совсем нет. И меня затянуло, в школе я почти не появлялся — все мозги были заняты театром. Сразу после школы стал поступать, потом пошел в армию. После армии все друзья были дома, у них тусовки сплошные, а я вернулся и через три дня — в Москву. Я с мамой приехал — у меня вся семья любит Россию, и почти все говорят по-русски. Со стороны мамы вообще все: ее сестра — профессор русского языка, переводчик, раньше переводила Толстого, Шолохова, сейчас — Чехова, Набокова.
 — Как же ты без языка поехал?
 — Я тут хлеба купить не мог. Петр Фоменко мне сказал: «Иди, год учи язык с иностранцами». А я ему говорю через переводчика: «Бессмысленно учить русский с китайцами и монголами, это же славянский язык, я его за три месяца выучу». Он посмеялся, сказал: «Невозможно». И еще он сказал: «Если до декабря выучишь — будешь со всеми сдавать экзамены, а не выучишь — засчитаем тебе этот год за подготовительный». И у меня такой страх был, что меня выгонят, так я учил его шесть раз в неделю. И в декабре я сдавал первый экзамен — по истмату. Меня хвалили при всех — а я марксизм любил еще в школе.
 — Как тебе на этот раз работалось с теми же ребятами, которые когда-то играли в «Приключении» и «Балаганчике»? Тогда они были студенты — теперь профессионалы.
 — Мы начали работать и вспомнили сразу и студенческие годы, и общагу, и репетиции «Приключения», и ощущение команды, которое тогда было очень сильным. Когда не успевали с декорациями к «Отравленной тунике», и ребята, и директор, и главный художник что-то сами красили. Тут была своя радость — и своя сложность: эти актеры — очень думающие. В Нью-Йорке, где я ставил на английском «Баню» Маяковского, актеры на первую встречу пришли с ручками и записывали все, что я говорил. И потом, когда на других репетициях я что-то менял, они смотрели в свои бумажки и говорили: «Как же так, ты же вчера другое говорил!» — «Ну да, — говорил я им, — живем, чуть-чуть развиваемся, все меняется».
 — Насколько я знаю, вы начали репетировать внезапно. Почему?
 — Я действительно не планировал Гумилева в этом году. Это был вообще сумасшедший год. Вернулся из Македонии, где два спектакля выпустил — обычно больше одного спектакля в год я не ставлю, к тому же во время войны. Я приехал — война началась, уехал — война закончилась.
 — Вот как устроена жизнь на Балканах?
 — Не только там: когда «Приключение» выпускали, шел 91-й, был путч. А когда сдавали Фоменко макет «Балаганчика» — это было в бывшем нашем офисе на Арбате, — мы сидели и обсуждали Блока, поэзию, а потом по Арбату бегом перемещались: на крышах снайперы сидели. Это был путч 93-го. Сейчас, когда был первый прогон «Отравленной туники» для работников театра, за пять минут до начала говорят: в Москве погром. Так вот, я вернулся из Македонии, приехал, вижу: Петр Наумович репетирует «Египетские ночи», а мои одногруппники свободны. Тогда я решил ставить.
 — И все-таки — почему Гумилев, опять Серебряный век?
 — Почему же, не только — я сейчас буду «Роберто Зукко» ставить в Хорватии, осенью возьмусь за почти документальную пьесу, для которой не нужны ни костюмы, ни сценография, еще одну македонскую пьесу, которую я сам перевел, буду ставить. Вот жду мухинскую пьесу новую, мне Оля Мухина очень нравится, у нее несегодняшний язык, хотя страшно сегодня говорить об этом на фоне «новой волны» и документального театра; я тут: Гумилев, Серебряный век, несегодняшний мухинский язык. Но мне кажется, люди, придя в театр, должны попасть в другое измерение, а Серебряный век и поэтический театр позволяют оторваться от земли. Хотя, с другой стороны, это и есть самое сложное. Театр очень материален, и как сделать так, чтобы на сцене стихи не стали деревянными, как создать это ощущение зыбкости — вот в чем сложность. Стихи же, когда их читаешь про себя, словно парят, и зыбкие пески под ними.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100