In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Мария Хализева
«Вечерний клуб», 27.06.2002

Любовь и смерть в Византии

Изысканный жираф добрел до Константинополя

Режиссер Иван Поповски, македонец по происхождению, тяготеет к поэтическому театру давно, со студенческих лет. Ученик Петра Фоменко по ГИТИСу, завороженный мелодикой стихов Серебряного века, освоивший русский язык — возможно, исключительно ради поэзии — хранит верность «первой любви» и сегодня. Цветаева, Блок, Есенин уже выводились Поповски на театральные подмостки в минувшем десятилетии. Вполне закономерно наступил черед Гумилева.
Николай Степанович Гумилев питал интерес к Византии многие годы, еще со времен ученичества. «?Через Византию мы, русские, наследуем красоту Эллады», — уверял он в «Письмах о русской поэзии». Персонажи и события трагедии «Отравленная туника», сочиненной в 1918 году, прописаны автором в византийском VI веке нашей эры.
Коварство и любовь, интриги и простодушие, предательство и жертвенность находят место в имеющих уши покоях Константинопольского дворца, у самого подножия трона императора Юстиниана. Его тринадцатилетняя ребячливая дочь Зоя (Мадлен Джабраилова), просватанная за трапезондского царя, в одночасье оказывается покоренной пылкими речами и жаркими объятиями арабского поэта и воина Имра (Кирилл Пирогов). Последующие сутки — Гумилев соблюдает классицистские единства времени, места и действия — приносят смерть обоим очарованным Зоей мужчинам и принудительное затворничество ей самой.
Красота как таковая явилась основополагающей целью спектакля Поповски. Постоянной игрой света, причудливо меняющим цвет задником, расположением актерских тел в пространстве, изысканностью статуарных поз, плавной скупостью движений, лаконичностью жестов, вычурными переходами между сценами, обманчивым минимализмом изобретательных декораций можно только любоваться. До мельчайших градусов выверены углы поворота голов и наклона фигур исполнителей. Если же добавить ко всему перечисленному небывалой красоты костюмы сербской художницы Ангелины Атлагич (колышащиеся каркасы кринолинов, убранные драгоценностями, поверх свободных одежд из струящихся тканей), то в изощренной зрелищности постановки никто не усомнится.
На фоне завораживающих визуальных решений поэтическое слово оказывается наименьшей ценностью спектакля; звучащий со сцены гумилевский стих (манера чтения была найдена «фоменками» еще на репетициях цветаевского «Приключения», использовалась в блоковском «Балаганчике» и вот теперь перекочевала в «Тунику») со всей очевидностью обнаруживает свою несостоятельность. Надо сказать, что при прочтении пьесы это не так бросается в глаза, как режет ухо при декламации со сцены.
Магия поэтической приподнятости над обыденностью тем не менее разлита в спектакле в избытке. Она — в изменчивых переливах интонаций Галины Тюниной (лживая императрица Феодора), в невозмутимой сдержанности Томаса Моцкуса (всеведущий Евнух), в шелесте гальки, напоминающем шум морского прибоя, во всплесках воды, стекающей с мокрых одежд. За исключением одной-двух недодуманных или недоделанных сцен (объяснение скрытых от зрителя Феодоры и Юстиниана, когда видны лишь их однообразные кисти рук; ночь любви Имра и Зои в окружении выпадающих из стиля спектакля бутафорских представителей поэзии Гумилева: попугая, жирафа, леопарда, обойден вниманием разве что носорог) визуальный ряд постановки близок к совершенству.
Опасаюсь, однако, что только утонченный эстет имеет шанс не притомиться за два часа этого медлительного действа.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100