|
«Итоги», 9.02.2009 Двое из ДублинаВ «Мастерской П. Фоменко» сыграли «Улисса»
Первым делом надо сказать, что это подвиг, совершенный режиссером Евгением Каменьковичем и актерами театра. Самый большой и самый загадочный роман ХХ века, «Улисс» Джеймса Джойса едва ли не во всем объеме представлен на сцене. Общеизвестно, что он труден для чтения, революционен по форме и языку, повлиял на всю последующую литературу и т. д. Словом, много ли тех, кто одолел его до конца? Я, увы, сломалась на 28-й странице, сдалась, позорно отступив перед пугающей глыбой. А Каменькович ее одолел. Мало того, и актеров за собой увлек. Рассказывают, они еще и «Одиссею» Гомера все вместе читали, потому как у Джойса прямые с ней ассоциации прослеживаются. Спросите, какое это имеет отношение к искусству театра? Отвечу — самое прямое. Артисты «Мастерской» произносят этот литературно-изощренный, зашифрованный, многословный, ассоциативный текст так, будто вся эта философская, филологическая игра им нипочем. Будто они сами ее придумали и теперь вот дразнят нас, думать и разгадывать вынуждают.
Что это подвиг, многие согласны. Вот только особо строгие критики вопрос задают: «Для чего его совершали? Для каких таких задач?» И это, конечно, вопрос вопросов. Нелегко ответить. Впрочем, надо помнить, что создателям спектакля было гораздо труднее. Они ведь год целый его репетировали, он еще доходить будет, развиваться, дыхание набирать. А все же одна задача, похоже, для Каменьковича главная, ясна вполне. Познакомить публику с романом века, дать ей понять, что ничего такого недоступного в нем нет, надо только расслабиться, втянуться в этот завораживающий поток слов, звуков и образов, из которых в конце концов непременно высветится смысл.
Мелкий рекламный агент Леопольд Блум и школьный учитель, поэт Стивен Дедал ушли ранним утром 16 июня 1904 года из дому и весь день бродили по Дублину, сойдясь наконец поздней ночью. Собственно, это их путешествие и есть содержание огромного романа. Дом, школа, пляж, чьи-то похороны, улицы, редакция газеты, национальная библиотека, споры о Шекспире, случайные встречи, бордель и, наконец, снова дом. Обыденная (абсурдная, примитивная, возвышенная etc.) жизнь частного человека, как в микроскоп рассматриваемая, — вот что явлено нам на сцене, и наблюдать ее интересно чрезвычайно. Прежде всего это красиво и изысканно сделано. Игра с тенями на заднике, остроумно использованные металлические конструкции с винтовыми лестницами (сценография Владимира Максимова). Мизансцены легки и стремительны. Стиль меняется, как и у Джойса, с издевательской скоростью. Утонченность переходит в откровенную грубость, а пародия устремляется к драме без всякого предупреждения. И, наконец, актеры. Тут все хороши — Юрий Буторин (Стивен Дедал), Анатолий Горячев (Леопольд Блум) и те, кто играет дублинцев: Андрей Казаков, Олег Любимов, Алексей Колубков, Владимир Топцов, Василий Фирсов, Роза Шмуклер. Ну и, конечно, Полина Кутепова (Молли Блум). Огромным, минут на тридцать монологом она берет на себя финал спектакля и играет его поразительно сильно, как большая актриса.
Однако мы помним, что роман Джойса был для своего времени революционен. Спектакль «Мастерской П. Фоменко», не стану спорить, никакой революции в театре не совершил, ничего нового не изобрел. Он просто хорош, и все. Стоило ли тогда Джойса ставить? Еще как стоило! Я, например, уже за сотую страницу в романе перевалила. Спасибо Каменьковичу.
Другие статьи- Старший сын, Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- Одиссея одного «Улисса», Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- Наши в Дублине, Борис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- В ритме Джойса, Сергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дня, Марина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романа, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечность, Алена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина, «Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!», Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечности, Алена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко», Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным», «Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романа, Роман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый Улисс, Алена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссею, Алла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?, Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая Улисса, Ольга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слой, Дина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Трудная роль Полины Кутеповой, Скибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича, «Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
», «Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса», «Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене, «OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопии, Дмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важное, Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизма, Роман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Одиссея одного Улисса, Алла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по Джойсу, Марина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- Улисс, Елена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Ученик чародеев, Екатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
|