In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Фукс
«Вечерняя Москва», 19.02.2009

В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»

Режиссер Евгений Каменькович выпустил 6-часовой спектакль по роману Джеймса Джойса

ГОМЕРОВ Одиссей странствовал по свету десять лет, прежде чем смог вернуться в родную Итаку к верной жене Пенелопе, отвергавшей ухаживания многочисленных женихов, и сыну Телемаку.
Джойсов Улисс (рекламный агент Леопольд Блум) бродил по Дублину целый день, стараясь попозже попасть домой, где неверная Пенелопа (певица Мэрион Блум) должна была принимать у себя любовника (импресарио Бойлана), а их сын умер в младенчестве. Участь Телемака досталась молодому поэту и учителю Стивену Дедалу, потерявшему мать и тяготящемуся отцом.
Описание одного дня их жизни занимает девятьсот страниц, ненамного меньше занимают комментарии, объясняющие, как взглянуть на «Улисса» сквозь призму Гомера, жизни самого Джойса, «Гамлета», борьбы Ирландии за независимость и многого другого. Здесь важно все — от носового платка до проблем мироздания. 
В нашем театре на Джеймса нашего Джойса замахнулись два смельчака. Игорь Яцко устроил разовую 24-часовую читку всего романа одновременно на нескольких площадках «Школы драматического искусства», а теперь Евгений Каменькович выпустил в Мастерской Петра Фоменко 6-часовой спектакль, смотреть который легко и увлекательно.
Его главное качество — очеловечивание причудливой литературной ткани, созданной из скрытых и явных цитат, культурных шифров, физиологии, философии, потока сознания, дублинских реалий и прочая и прочая.
Стивена Дедала терзает утрата матери, вина перед ней, разрыв с отцом и богооставленность. Юрий Буторин очень артистичен в роли этого аристократа духа, который не моется месяцами, презирая все телесное, талантливо рефлексирующего и беспомощного перед жизнью. Утраты Леопольда Блума (Анатолий Горячев) — повзрослевшая и упорхнувшая из гнезда дочь, неверная, но по-прежнему любимая жена, но главное, маленький сын, которого он продолжает искать и готов увидеть в первом же уличном мальчишке.
Несостоявшийся отец и несостоявшийся сын, еврей и поэт — два чужака в этом городе колоритнейших сынов Ирландии — бредут сквозь город (зал), чтобы встретиться уже ночью, проникнуться друг к другу симпатией и изящно признаться в несостоятельности их встречи. А Пенелопа (Полина Кутепова), к которой все же возвращается мертвецки пьяный, пахнущий борделем Улисс, вновь остается сама с собой, своим ожиданием и одиночеством, сводя с ума публику неожиданным сочетанием гипероткровенного монолога Женщины в ее зрелом расцвете и полудетской, почти бесплотной, фигурки.
Остальным участникам спектакля — Владимиру Топцову, Андрею Казакову, Розе Шмуклер, Алексею Колубкову, Олегу Любимову и Василию Фирсову — достались беспроигрышные колоритные образы-фарсы дублинцев и зарисовки из их жизни, полные быта и фантасмагории. Кукольные схоласты толкуют о Шекспире в национальной библиотеке.
Огромные поцелуи бродят по сцене этакими гоголевскими носами. Пьяные ирландцы хором ищут национальную идею. А мальчишка-газетчик, которого Блум готов был принять за сына, чертит пальцем по воздуху знак бесконечности, которая заключается в одном-единственном дне жизни.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100