In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алла Шендерова
«TimeOut», 10.02.2016

Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»



В Мастерской Петра Фоменко вышел спектакль «Волемир» по пьесе Фридриха Горенштейна, русского драматурга конца XX века, соавтора Тарковского, Хамдамова и Кончаловского, пьесы которого практически не ставились. Time Out побеседовал с худруком Мастерской и режиссером спектакля Евгением Каменьковичем.

«Волемир», написанный еще в 1964-м, никогда не шел в театре. Вообще отношения Горенштейна с театром не складывались с самого начала. И все же вы за него взялись.

Горенштейна в театр заочно привел Петр Фоменко — еще в 1991-м с молодыми Сухановым и Маковецким он поставил в Вахтанговском спектакль «Государь ты наш, батюшка» — сцены из пьесы «Детоубийца». Пару лет назад Никита Кобелев выпустил в «Маяковке» его «Бердичев», а сейчас Катя Половцева ставит в РАМТе «Дом с башенкой». Вот, собственно, и вся сценическая история. Раз в два года Фоменко приносил мне пьесу «Волемир» — и я, ничего в ней не понимая, очень вежливо говорил ему: «Петр Наумович, я не знаю, как это делать». Так продолжалось много лет, у меня скопилось много экземпляров этой пьесы, напечатанных на машинке.

Сложно объяснить, почему я взялся за нее сейчас. Может, потому, что наша жизнь дошла до какой-то предельной точки? Хотя «Волемир» — это не в чистом виде абсурд, это такой полуабсурд, там вообще сложно определить жанр. Мы в какой-то момент хотели назвать это антропологическим комиксом, потом я предложил вместо жанра написать в программке слово «бредятина» — известно, что Товстоногов, прочитав «Волемира», сказал: «Талантливая бредятина». В общем, жанр мы пока не указываем, но поставить ее сейчас для меня очень важно. Я не знаю, что напишут критики, но очевидно одно: в этой пьесе маленький человек впервые рассматривается с совершенно нового ракурса.

Ну да, Волемир хоть и продолжает излюбленную русской литературой тему маленького человека, но он не совсем жертва.

Скорее так: он жертва, но очень опасная. Наш маленький Волик, которого замечательно играет Томас Моцкус, при всех своих странностях и поведении не от мира сего представляет серьезную угрозу для окружающих — он позволяет себе вмешиваться в их судьбы, распоряжаться ими. В пьесе все полифонично и очень хитрый финал. Не знаю, будет ли кто-то после нас ставить «Волемира», но мне кажется, в нем еще разбираться и разбираться — исследовать человека, идущего поперек толпы. И сразу возникают вопросы: что такое ты для общества и что такое общество для тебя?

История вроде бы камерная — два места действия, в квартире и на пляже, — но проблемы там поднимаются гигантские. Много действующих лиц — ученые или псевдоученые, много дискуссий о будущем человечества. Эти дискуссии, с одной стороны, сейчас смотрятся очень архаично, а с другой — во многом пророческие. Думаю, мы правильно не пошли на Большую сцену, а исследуем эту историю под микроскопом на Малой. И еще повезло, что сценограф Мария Митрофанова и художник по костюмам Евгения Панфилова заболели этой пьесой, как и все мы.

Насколько я понимаю, главный герой сценографии — холодильник «ЗИС».

Нет-нет, главный герой — квартира, напоминающая воздушного змея, сделанного из газет. Главная фактура — газеты. Сейчас и газет-то почти не осталось, а когда-то ими обклеивали стены вместо обоев. Вообще мы, конечно, не стопроцентно воспроизводим быт того времени, но он нам очень помогает. Любое событие легче анализировать по прошествии многих лет, именно вспоминая быт. У меня, кстати, глаза на лоб полезли, когда я узнал, как появился «Волемир»: в 1964 году только что родившийся Театр на Таганке заказал пьесу Горенштейну, хотя тот был известен в очень узких кругах и пьес до этого не писал! Откуда Любимов о нем узнал? Это, пожалуй, настоящая загадка.

«Я отличаюсь тем от гуманистов, что считаю: в основе человека лежит не добро, а зло. В основе человека, несмотря на Божий замысел, сатанинство…» — писал Горенштейн. Жестко, однако.

Горенштейн очень крепко стоял на Библии, но не был сторонником того, что надо подставлять вторую щеку. Вообще у него на все был свой взгляд. «Ну и правильно, про нас можно было еще жестче», — сказала, побывав у нас на прогоне, одна очень известная шестидесятница. Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников, но известно, что у Горенштейна было о них особое мнение. Он во всем был отдельным человеком, очень сложным, если почитать мемуаристику. На недавнем «Артдокфесте» мы посмотрели фильм Юрия Векслера «Место Горенштейна» — там звучит его живой голос. Кстати, говорил он плохо, с таким киевским еврейским говорком. А писал изумительно! Кроме «Волемира», мне хочется поставить его пьесу «Споры о Достоевском» — это скорее не для сцены, а для чтения: там очень много действующих лиц, но я надеюсь ее сделать со студентами. Это действительно споры о Достоевском, к которому Горенштейн относился очень ревниво.

У вас сейчас почти подряд выходит премьеры: «Школа жен» в постановке Михаила Крылова, теперь ваш «Волемир», а в марте Кирилл Вытоптов выпускает «Мамашу Кураж» с Полиной Кутеповой.

Да, потом еще «Тополя» по прозе Вампилова, которые Владимир Топцов и Юрий Буторин делают вместе с кинорежиссером Сергеем Осипьяном. Про остальное пока говорить не буду. Нас сейчас много: в труппе 60 человек плюс шесть стажеров. Директор нас пока терпит, спасибо ему.

А вот, кстати, вопрос: как в театре относятся к тем смешным роликам, которые ваша актриса Ирина Горбачева выкладывает в инстаграм? У нее уже больше 600 тысяч подписчиков.

Очень хорошо относятся! Я, например, знаю, что был момент, когда Иру был готов взять к себе Полунин, потому что в ней есть безумное клоунское начало. Ира — даже без роликов в инстаграме — у нас ответственная за неопускание носов. Она из предпоследней стажерской группы, то есть появилась недавно, но сейчас никто уже не представляет нашего театра без нее. Так что успех в инстаграме, думаю, только начало. С нетерпением жду, что она отчебучит дальше.

Дальше она отчебучит «Мамашу Кураж» — роль глухонемой Катрин…

Это понятно, но, мне кажется, ей всегда будет тесно просто быть актрисой. Она экспериментатор и импровизатор — в уже готовых спектаклях часто меняет рисунок роли. А вообще скажу вам так: когда актеры — больше, чем просто актеры, это очень благотворно влияет на внутреннюю жизнь театра.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100