In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Зоя Апостольская
«Российская газета», 16.03.2016

Волемиру — мир

В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пьесу шестидесятых годов

Черно-белые стены, черно-белые одежды, черно-белые мысли. Это мир Волемира. Нелепого человечка в коротковатых брючках, слегка тесноватом плаще, чуть-чуть мятой шляпе. «Лысеющий жених», — так обозвал его сосед. И тут же возникает вопрос: а эта шляпа на Волемире — признак интеллигентности или она всего лишь прикрывает отсутствие волос? А кургузая одежда — это такой футляр? А его жена Лиза — это… любовь?

Спектакль «Волемир» по одноименной пьесе Фридриха Горенштейна поставил Евгений Каменькович. Не на основной сцене «Мастерской Петра Фоменко», а на малой — тут зритель ближе к микроскопу, через который еще в 1964 году драматург исследовал отношения личности и общества. Пьесу Горенштейн написал для молодой Таганки по просьбе Юрия Любимова — но она так никем и не была поставлена. Много раз Петр Фоменко предлагал взяться за нее Каменьковичу. Но вот теперь режиссер пришел к выводу, что жизнь стала достаточно абсурдной для того, чтобы вывести на сцену Волемира, «маленького человека» в самых непривычных ракурсах.

Волемир всегда скукоженный — и дома, и в гостях. Таким он крутит адюльтеры, таким бродит по пляжу среди голых тел. Он человек опасной честности и сложного внутреннего мира. Сентиментальный клептоман, он хранит и целует обрывок каната, которого касались ступни его жены. И переносит камни с места на место — чтобы им (камням) не было скучно. А признается он в этих своих интимных тайных странностях — неожиданно для себя — незнакомцу, человеку из ванной.

Незнакомца застукал голым в собственной квартире сосед Волемира. Он же призвал в свидетели Волемира с женой. Многозначительное знакомство вылилось в такие же отношения. Правда, интерес получился скорее односторонний — Волемир стал разыскивать «человека из ванной», чтобы понять: как тому удалось из него, из Волемира, выпытать самое сокровенное? Нашел на пляже — и опять стал исповедоваться. И опять нелепо: между котлетной «Якорь» и группой лиц в полосатых купальниках. И снова душу не облегчил. А параллельно вдруг прочел чужое письмо. И. .. очутился будто между двух замочных скважин. В одну подглядывают за ним. В другую, за другими — он. Ситуация тотальной слежки. Круговорот замочных скважин в природе.

Восприятие декораций сценографа Марии Митрофановой зависит от угла зрения. Центром спектакля она сделала угловатую конструкцию, которая частью стелется по полу, частью тянется к потолку. Вот сложносочиненное пространство принимает форму бумажного змея — это кухня (согласно мифологии, средоточие советского мира). Конструкция перевернется — и станет комнатой, залом. Или распластается — и превратится в пляж с множеством табличек «не плавать», «не читать», «не пить», «не смотреть», «не слушать».

Эта зона огорожена фотографическими стендами с овальными прорезями для лиц. Герои «загорают» в чужих телах. Но лежбище переворачивают — и оно становится доской, где огромную репродукцию Микеланджело, «Сотворение Адама», залепили бумажки объявлений, просьб и предложений. Быт, поглотивший веру. Щиты ставят боком — они становятся секциями в тире. Будто мишени, проплывают бумажные кораблики. Газета — главный материал, из которого сложен спектакль. Хрупкий мир из «Правды» и «Труда». Из них — и символическая лодка с молодоженами, и шапки, и скульптура собачки. Из газетных полос вся декорация-трансформер.

Песню «Синий троллейбус» здесь поют люди с синими бородами и волосами. В ванне вместо душа — фонарь. Подарки — это параллелепипеды в суровой бумаге с надписью «подарок». Звонок в дверь обозначается самими же гостями: кричат «звоноооооок». Заходят в квартиру в обнимку, перебирая ногами под модный в 60-х танец сиртаки.

В те же 60-е свою песню «Паломничество» из кантаты для хора «Рождество Христово» сочинил Ариэль Рамирес. Позже ее популяризировал оркестр Поля Мориа в виде песни «Жаворонок». Каждый советский человек помнит ее по заставке к передаче «В мире животных». Эта мелодия — лейтмотив спектакля с его смещением смыслов, заданным Горенштейном. Эти смещения, споры физиков-лириков, борьбу правды и лжи Евгений Каменькович как бы обостряет в финале — метафизически.

Волемир, прилюдно уличенный в измене, сам становится «человеком из ванной». Его ставят на холодильник, как на трибуну. Дверца распахнута, в недрах холодильника — кантианское звездное небо. Простой вопрос про категорический императив: а если звездное небо не над головой, а под ногами, в холодильнике, взятом в кредит, — где же тогда искать нравственный закон? В каком месте?

Очевидно, что зрителю придется за Канта ответить.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100