|
«Культура», 15.03.2016
Жил да был за углом ВолемирВ театре «Мастерская Петра Фоменко» состоялась мировая премьера пьесы Фридриха Горенштейна, написанной более полувека назад.Для поставленного Евгением Каменьковичем спектакля «Волемир» необходим зритель, знакомый не только с советской действительностью (лучше — не понаслышке), но и с библейскими сюжетами, чтобы понять, как автор сопоставляет в тексте людские пороки с христианскими заповедями, размышляя о грехе и покаянии. Знание Достоевского тоже необходимо. Ибо главный герой — плановик горкомхоза Волемир Потапович — советский князь Мышкин. Правда, просвечивают в его характере и Башмачкин, и Иудушка Головлев, но свой главный диалог драматург Горенштейн ведет с Федором Михайловичем — недаром написал непростую пьесу для чтения «Споры о Достоевском». Герои «Волемира», если в них вглядеться, похожи на персонажей романа «Идиот».
Нелишней будет и информация о судьбе пьесы — тогда станет понятным, почему театр так бережно относится к тексту, который сегодня хочется отжать и сократить. «Волемир», драматургический дебют Горенштейна, написан в середине 60-х, на исходе «оттепели», по просьбе Юрия Любимова. Театральному мировоззрению заказчика произведение оказалось не близко. В отличие от Олега Ефремова, который мечтал сделать спектакль в «Современнике» и планировал, что главные роли сыграют Олег Табаков и Олег Даль. Не вышло — вмешалась цензура.
«Волемир» близок театру абсурда. Начиная с анекдотической ситуации первой сцены: вернувшийся домой муж застает в ванной голого молодого человека, а жена, накрывшая на стол, куда-то пропала. Вроде течет обычная и небогатая советская жизнь, но, словно по гололеду, и она скатывается к нелепице. Абсурд становится основой оформления спектакля Каменьковича. Комната, похожая на покосившийся кубик, оклеена вместо обоев газетами с портретами передовиков, отчетами о достижениях и перевыполнениях. Ностальгические приметы советского быта: холодильник ЗИЛ, телевизор КВН, катушечный магнитофон с ленточными бобинами. Дом отдыха «Труд» с котлетной забегаловкой, где на стене — фреска «Сотворение Адама» с потолка Сикстинской капеллы. Прямо по шедевру Микеланджело расклеены афиши о выступлениях симфонических оркестров и объявления о куплях-продажах. «И сотворил Бог человека по образу Своему», но существо, рассказывает нам Горенштейн, получилось мерзкое: «…считаю: в основе человека лежит не добро, а зло. В основе человека, несмотря на Божий замысел, сатанинство…».
Режиссер беспощадно препарирует наследника большой русской литературы Волемира — вскрывает причины его озлобленности, рассуждает о невыносимости бытия тех, кто его окружает. Эпизоды, собранные Каменьковичем в традициях «правдивого театра», давят многозначительностью. Когда он, как фокусник, начинает играть понятиями и смыслами, действие становится внезапным и радостным. Лучшие сцены спектакля — те, где проявляются ирония и абсурдность. Например, когда на пляже молодежь вставляет свои лица в прорези фанерных шаблонов с изображением пышных загорелых тел или в полосатых купальных костюмах пляшет летку-енку, дурачится под шлягеры «Черный кот», «Стаканчики граненые», «Наш сосед», что играет на кларнете и трубе.
День рождения жены соседа (Галина Кашковская — та самая супруга, пропавшая в начале спектакля, а потом соблазняющая Волемира, — здесь авторская реплика к Настасье Филипповне Достоевского) напоминает знаменитые посиделки на коммунальных кухнях. Остроумно вышучиваются шестидесятники и их кумиры. Математик Прорезинер с шевелюрой Эйнштейна (Сергей Якубенко) путем трудно воспринимаемых умозаключений делает вывод: «Если б все человечество потонуло в Ладожском озере, то вода в нем поднялась бы только на полсантиметра». Гости заходятся в нестройных рядах сиртаки, сбиваются на грузинское многоголосие, перебивая друг друга, рассуждают о причинах перенаселения планеты, пародируют звучание слов «идеалы» и «одеяло». Голосом Беллы Ахмадулиной читаются строки Руссо, поется «Синий троллейбус», выкрикивается с пафосом евтушенковское: «Постель была расстелена, / А ты была растеряна…» Правда, почему-то «постель» заменяется на «кровать», а «растерянность» на «рассеянность».
Невольно вспоминаешь первые фоменковские шедевры, когда детская простота актерской игры отправляла смыслы в пространства метафизики. Молодому поколению привычна расчетливая раскованность, а валять дурака легко и весело оказывается задачей непростой. Среди рационально скроенных ролей запомнились долговязый молодой выскочка в сильном подпитии (по-клоунски веселый Александр Мичков), вечный тип подкаблучника (Иван Верховых) и, конечно, Волемир — Томас Моцкус. Его худющий неприметный герой — сгусток противоречий: утешитель окружающих и «дознаватель» их жизней, искренний в сострадании и эгоистичный в приступах самокопания. Равно нелепый как в коротком костюмчике, так и в семейных трусах c растянутой резинкой. Камни, лежащие на одном месте, кажутся ему несчастными, потому он переносит их на центральные улицы, целует булыжники, по которым ходила любимая жена Лиза — чистая, скучная и бесстрастная (Наталья Мартынова) — Аглая наших дней. Хранит обрывок каната, что помнит прикосновения Лизиных ступней. Говорит путано, немного клептоманит — положит в карман то пробку от бутылки, то старый и погнутый консервный нож. «Странная нервная болезнь» Волемира притягательна для дам, но раздражает его главного собеседника — Человека из ванной (Денис Аврамов), перед кем он выворачивает душу — бесстыдно, возвышенно, пугливо, с рефлексией и безволием.
Волемир, герой-маргинал, ждал выхода на сцену полвека, хотя основатель театра Петр Фоменко не только знал текст, но и думал о постановке. Нынешний худрук Евгений Каменькович рассказал перед премьерой о том, что Петр Наумович неоднократно приносил ему пьесу и предлагал создать спектакль. Задача казалась слишком сложной — симфоническая мощь тем и смыслов, выведенных Горенштейном, пугает. Сам Фоменко открыл Горенштейна русской сцене, поставив в Театре имени Вахтангова спектакль «Государь ты наш, батюшка» по пьесе «Детоубийца». Два года назад в «Маяковке» появился «Бердичев» Никиты Кобелева, РАМТ объявил премьеру «Дома с башенкой» Екатерины Половцевой. В кино имя Горенштейна известно больше — он автор 17 сценариев, среди них — «Солярис» Андрея Тарковского и «Раба любви» Никиты Михалкова.
Другие статьи- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк», Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса», Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Волемиру мир, Зоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир, «Культура», 15.03.2016
- Явление Волемира, Юрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математики, Алексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников», Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва», Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачи, Нинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир», «РИА Новости», 30.01.2016
|