In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ




«freecity.lv», 25.09.2015

Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»

Любимцы публики: по-другому не скажешь. Шесть спектаклей привозили к нам на гастроли артисты Мастерской Фоменко — «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие», «Три сестры», «Война и мир. Начало романа», «Бесприданница», «Волки и овцы», — а зрителям все мало. Что ж, есть повод порадоваться. «Волки и овцы» вот-вот вернутся. Фестиваль «Золотая маска» в Латвии“, отмечающий осенью 10-летие, включил легендарную постановку Петра Фоменко в свою юбилейную программу. 14 и 15 октября комедия Александра Островского будет показана на сцене „Дайлес“, а 17 октября – в Вентспилсе, в театральном доме Jūras Vārti.

Люди и стены

Именно с „Волков и овец“ началась история Мастерской Фоменко. „Удивительная художественная независимость и чистота. Чистота атмосферы, ясность лиц, языка, душевных движений. Такое впечатление, что текст Островского не заучивали, но именно на его языке заговорили“, — писала знаменитая Наталья Крымова после премьеры, 23 года назад. Писала и тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову: этот курс ГИТИСа обязательно должен стать театром! Михаил Ульянов, Марк Захаров, Андрей Гончаров, Олег Табаков, Михаил Рощин – все писали, все просили за „фоменок“ и их великого учителя. И чудо случилось. Мастерская Петра Наумовича обрела дом. Где до сих пор идут „Волки и овцы“ — настоящий, беспримесный шедевр комедийного жанра. И где роль Евлампии Николаевны Купавиной неизменно исполняет Полина Кутепова, с которой и побеседовал „Открытый город“.

„Волки и овцы“ — это ведь самый старый спектакль в афише вашего театра?
Да. .. Мы сделали его на третьем курсе института. В 1992-м репетировали – и выпустили.

И с тех пор играете его практически без перерыва?
Именно.

А как это вообще возможно?
Типичный пример Русского репертуарного театра, когда спектакль играется годами…

Спектаклям ведь отмерен срок жизни?
Мне кажется, да. Несомненно. У каждого свой. Один может идти сезон, и этого „выше крыши“, достаточно, а другой можно играть десятилетиями. Как „Волки и овцы“. Я думаю, что в этом спектакле замешаны Петром Наумовичем такие человеческие ситуации, которые до сих пор живы. Это во-первых. А во-вторых, в „Волках и овцах“ существует некая мера театральной условности. Думаю, это нас и спасает.

А вам не надоело его играть?
Иногда возникает ощущение исчерпанности. А потом вроде как-то и ничего. Находишь новые мотивы, и партнеры заставляют удивляться им на сцене…

Укоротились ли со времен ГИТИСа „Волки и овцы“ или, напротив, удлинились? А может, хронометраж не изменился?
Мне кажется, спектакль по продолжительности ужался. Возможно, даже скукожился. Как пожилые люди с годами становятся ниже.

А кто за ним присматривает, чтобы он форму не утратил?
Наш актер и режиссер Олег Любимов, — он смотрит со стороны, делает какие-то замечания, сохраняет рисунок. Очень нам помогает.

Мне кажется, над всеми русскими труппами дамокловым мечом висит фраза Станиславского о том, что театр живет только 25 лет, а потом он уже не очень живой…
10 лет, 25 лет… что такое театр? Это группа людей — или это стены? Что это? Прежде всего – группа людей. Но: группа людей, к которой присоединятся другие люди, они что-то впитывают, а что-то приносят свое. И это вроде бы тот же театр – но уже другой. Если есть изменения, значит живой. Изменения это и есть жизнь, Например, МХТ, Вахтанговский театр, — им уже далеко не 25, им гораздо больше, но они – живы!

Опыт – хорошая замена порыву?
Не всегда. Мне кажется, иногда полезно забывать все, что умеешь. Напрочь. И пытаться научиться заново.

Вы заняты в десяти спектаклях текущего репертуара. Это не привязывает вас канатами к этому зданию, этой сцене?
Привязывает. Но это добровольное привязывание. 

Театр — не музей

Когда Полина Кутепова была маленькой, то вместе с родителями и сестрами часто приезжала в Ригу: здесь жили дальние родственники. Эти детские воспоминания о Прибалтике актрисе очень дороги. А вот как ее здесь, в Риге, вводили в спектакль Мастерской Фоменко „Война и мир“ (срочно, чуть ли не с поезда), — не помнит решительно. И про то, что сам Петр Наумович считал то рижское, форс-мажорное представление лучшим в истории „Войны и мира“, никогда не слышала.

Вы любите путешествовать?
Несомненно!

И даже с гастролями? Это ведь, наверное, тяжелая история?
Да, но… это только на пользу спектаклям — гастроли. Актеры внутренне намного более сконцентрированы и собраны именно на гастролях… новое пространство сцены и новая публика дают новые импульсы, новую жизнь спектаклю. Отлетает какая-то отработанная шелуха… А Петр Наумович к тому же очень любил все менять! Он мог поменять полностью сцену. Полностью! И я помню – ты выходишь как белый лист на спектакль, который, допустим, уже несколько лет играется. Состояние свободы и потери равновесия – невероятные ощущения. 

Он намеренно это делал?
Может быть… Но, знаете, он – как сказать? – не держался за найденное. Легко расставался с чем-то обретенным — я имею в виду, в спектаклях. На репетициях очень долго добивался того, чего хотел – а потом мог в одну секунду от этого отказаться. Ему важнее было, чтобы сейчас, в эту минуту, что-то рождалось в актере… Думаю, „Волки и овцы“ потому и существуют так долго.

Какие гастрольные моменты вам памятны?
Питерские. Однажды у нас были огромные гастроли в Питере, мы вывозили туда очень много названий. И Петр Наумович очень переживал, поскольку проработал там много лет в Театре Комедии им. Акимова. Он опять и опять с нами репетировал… Все прошло удачно, но вот я помню, как Петр Наумович волновался. Так это и осталось в памяти: волнующийся Петр Наумович, волнующиеся мы.

Многое изменилось после того, как его не стало?
Разумеется. И другого пути нету. Нам необходимо сейчас мужество для того, чтобы не бояться идти. Чтобы не остановиться, не стать музеем.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100