In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
По ту сторону ветра

1000 и 1 ночь

Седьмой подвиг Геракла

Путь к сердцу

Махагония

Проклятый Север

Капитан Фракасс

Амфи­три­он

Испанцы в Дании

Тополя

Волемир

Современная идиллия

Олимпия

Гиганты горы

Моряки и шлюхи

Дар

Русский человек на rendez-vous

После занавеса

Улисс

Как жаль…

Носорог

Прости нас, Жан-Батист! (Журден-Журден)

Дом, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца

Гедда Габлер

Три сестры

Белые ночи

Мотылек

Египетские ночи (2002)

Отравленная туника

Безумная из Шайо (2002)

Танцы на праздник урожая

Варвары

Чичиков. Мёртвые души, том второй

Месяц в деревне

Таня-Таня

Балаганчик

Как важно быть серьёзным

Шум и ярость

Волки и овцы (1992)

Приключение

Владимир III степени

Двенадцатая ночь

Ковчег


На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Вера Никифорова
«Театральная жизнь, № 2», 02.1994

Блестящий импровизатор

Театральная педагогика сегодня — источник театрального будущего, которое прогнозировать вряд ли возможно (сейчас любые прогнозы сомнительны), но которое так или иначе настанет. Сегодняшний день и в театре непригляден. Впрочем, а раньше все было хорошо? Очевидно, надо смириться с закономерностями исторического развития и сосредоточивать свое внимание на тех явлениях, которые противостоят отчаянию, явлениях подлинного искусства.
Как преподают сегодня театральное искусство? Кто как умеет. Существуют ли единые школы в том смысле, в котором это слово относилось когда-то к Станиславскому и Вахтангову? Уместен ли снобизм училищ? Скорее нет. Картина сегодняшнего театра весьма хаотична. В ней трудно уловить какие-либо тенденции, так и о школах говорить практически невозможно. Связующая нить прервана — не один раз. Все сводится к личностям, к тем счастливым совпадениям, когда появляется режиссер, и когда этому режиссеру везет.
Режиссеру Петру Наумовичу Фоменко по большому счету везло, хотя случались в его жизни самые разные времена. Но были и счастливые, когда выходили спектакли и все их видели: общее со зрителем везение. Есть и еще одно — общее с учениками, трудное везение. Фоменко относительно недолго преподает в Академии театрального искусства, и за это время из его мастерской вышли очень яркие и очень разные индивидуальности. Кстати, именно это их различие — феномен мастерской, о которой без иронического оттенка можно сказать: «единство и борьба противоположностей». Сам мастер работал более чем в 40 театрах. Все менял и менялся сам. И когда он говорит, что в ГИТИСе, этом странноприимном доме всем находится место, что там никто не настаивает на единой «школе», не свою ли собственную черту Петр Наумович видит в гитисовском «методе»?
В нем есть какая-то изначальная, что называется «по жизни», театральность в евреиновском тотальном смысле. Может быть, это безусловное предпочтение игры и является причиной сосуществования вокруг него разных личностей (?), просто в силу невозможности настаивания на одной своей роли (категорического).
Репетиции Фоменко — интереснейшее зрелище. Он из режиссеров-актеров. Однажды мне пришло в голову: вот бы собрать все микророли, все фрагменты, которые переиграл Фоменко, работая над спектаклем. Получился бы еще один спектакль с одним актером. Он блестящий импровизатор. Может быть, поэтому в процессе работы все беспрерывно меняется. Каждая репетиция — фонтан новых изобретений, решений, красок, оттенков. Каждая — это, кроме всего прочего, самостоятельный спектакль.
С изящной легкостью режиссер способен что-то найденное отбросить, изменить спектакль, нечто существенное в нем.
Когда «Волки и овцы» выпускников мастерской были в Польше на фестивале, мне вдруг показалось на репетиции, что пропадает прозрачная, нежная, «чеховская» атмосфера, пропадает из-за отказа от недосказанностей. Если в ГИТИСе — были незанавешенные окна, из которых льется дневной свет, то в польской ситуации (зал располагался на 1-м этаже) — открытые окна и за ними тоже игровое пространство, не предполагаемое, а видимое, куда уходят и откуда появляются (через те же окна) персонажи. Воображаемый свежий воздух старинной русской усадьбы был заменен влажной прохладой настоящего торуньского вечера. Намеки на комические апарты в московском спектакле превратились в прямое обыгрывание посторонних звуков, исходящих от расположившегося невдалеке голландского театра. Несмотря на привлекательность всей этой феерии, было немного жаль изначальной утонченности. И лишь в конце все встало на свои места. Мастер вдоволь наигрался и в то же время поступил единственно правильным образом: в бурной обстановке фестиваля он сгустил воздух пьесы и усилил акценты, усугубил контрастность, без которой пресыщенная публика вряд ли бы что-то разглядела. Во всяком случае, он ударил ей по глазам. В финале московского спектакля (напомню) переженившиеся пары убегают на сцену (в условный сад), а проигравший гений зла Меропа Мурзавецкая с племянником, всеми покинутая, остается, как в склепе, в своем доме. В фестивальном варианте появилось два гамака: в одном — веселая компания раскачивает тетушку Анфусу Тихоновну — в саду настоящем, за окнами, в другом — Аполлон Мурзавецкий осторожно качает тетушку — в саду условно? на сцене. Скромная-печальная нота одиночества этой старой девы, почти незаметная в мажоре ее ханжества, интриг и мошенничества, превратилась в сильный заключительный аккорд.
Репетиции Фоменко невероятно подробны. Даже тогда, когда все кажется сделанным, мастер найдет перспективу. Он очень точен в своих формулировках, иногда жесток.
Вообще, отношение его к слову почти болезненное. Может быть, отсюда неизбывная любовь к русской классике, что, конечно, не может не отразиться в учениках. Нынешние выпускники, ставшие театром, начинали свою работу с Фоменко с Пушкина: он ставил с их участием на телевидении «Гробовщика». Теперь в перспективе театра снова Пушкин, «Маленькие трагедии», если, конечно, все будет складываться (театр — дело непредсказуемое).


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100