In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Ирина Бачурина
Мария Боровская
Александр Боровский
Владимир Бровкин
Екатерина Бурлакова
Ирина Корина
Мария Мелешко
Мария Митрофанова
Владислав Фролов

Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ирина Шведова
«Московская правда», 11.05.2007

Love story а ля Достоевский

В Московском театре под руководством Олега Табакова прошла премьера спектакля «Ловелас» — пьеса Валерия Семеновского по мотивам романа Достоевского «Бедные люди».

Постановщик — известный актер и режиссер из Санкт-Петербурга Александр Галибин. 
Художник-постановщик — Александр Боровский. Костюмы — Светлана Калинина.

Александр Галибин, следуя замыслу драматурга, придумал зрелищный, «многослойный» спектакль, в котором сюжет великого писателя (кстати, именно это произведение про маленьких людей произвело неизгладимое впечатление на Некрасова и Белинского) представляют не на полном серьезе, а как бы играют в Достоевского. Как известно, «Бедные люди» — это переписка двух персонажей: падшей девушки Вареньки Доброселовой и неудачливого чиновника самого низкого класса Макара Девушкина, который пригрел-приласкал сироту, соблазненную и брошенную одним повесой.

Представить все это в современном театре, в суперпопулярной у молодежи «Табакерке», на полном серьезе? С раздражающей слезливо-сопливой интонацией? О нет, увольте! Хотя сюжет про бедных девушек, которые становятся добычей разных там «ловеласов», — вечный. Больно уж у Федора Михайловича сюсюканья много, всякие там — «маточка, ангельчик и херувимчик Варенька»… В «Табакерке», по фантазии автора пьесы и режиссера, история эта оказалась, как матрешка, «вложена» в современную театральную историю с участием другой пары, которая пластически «проигрывает» историю как бы уже в наше время. А «руководит» действом еще один персонаж — «некто» в исполнении Сергея Угрюмова. Это он, держа в руках пачку пожелтевших писем, зачитывает залу самые сопливые «сантименты», предлагая современным зрителям включиться в интересную ИГРУ как бы соучастниками представления. Он то «заигрывает» с залом, вычитывая кусочки переписки бедных людей, намекая тем самым, что историю эту как раз и будут разыгрывать на сцене, то изображает персонажей, о которых идет речь в переписке, в том числе соблазнителя Вареньки г-на Быкова (в красных пиджаке и цилиндре), успевая и оценивать то, что делают и говорят главные герои. А то просит зрителей создать приятный фон для мечтающих отдохнуть в деревне (когда разбогатеют) героев: почирикать и попеть, как птички в лесу. По сюжету речь идет о Пушкине, так зрителей просят почитать его стихи. Кто сейчас Пушкина читает? Бедные люди. Своеобразный интерактив получился. Оригинально, остроумно — зрителям развлечение. Но авторы, конечно, ставили более серьезные задачи и по большому счету их выполнили.

На малюсенькой сцене «Табакерки», где занавеса в принципе быть не может, художник Александр Боровский все же делает миниатюрный занавес, который играет немаловажную роль в спектакле. Когда полотнища раздвигаются, в глубине появляется бедное гнездышко Вареньки, где разыгрывается история, рассказанная Достоевским. 

Но персонажи «выходят» на авансцену, и здесь сюжет приобретает черты, более свойственные нашему прагматичному времени. Вот герои мечтают, что у них будет 100 рублей. Варенька рисует на листе ватмана парочку, уютный домик. Столько-то за квартиру надо отдать, столько-то долги заплатить. А на жизнь, на удовольствия? Мизер-с остается. Но тут появляется тот самый Быков, пририсовывает еще нолик. .. Хорош дуэт главных персонажей — Дениса Никифорова и Ольги Красько. Оба вполне соответствуют фактуре и характерам героев Достоевского. Она вся такая нежная, трепетная, скромненькая — чистый ангел. Он, правда, выглядит более современно, но играет именно то, что написано у Достоевского, — любящего, доброго, но очень уж бедного (и не только материально) малого, которому «любовь» с Варенькой точно не светит. Уж больно инфантилен-с, витает в облаках-с. Много разных слов, но мало дела. Что он может ей дать, получая какое-то мизерное жалованье и не имея возможности обеспечить сносное существование? Сюжет поворачивает вдруг от словесной идиллии к решению Вареньки выйти замуж за «богатенького буратинку». «Выпал мой жребий», — говорит она и бросается в «омут». Вот все и встало на свои места. Варенька вся в предвкушении свадьбы, меняет мечтательные интонации на довольно жесткий приказной тон. Благодетелю Макару Алексеевичу предстоит выполнить множество поручений: «Скажите мадам Шифон, чтобы блонды она непременно переменила, сообразуясь со вчерашним образчиком…», «Ради бога. Бегите сейчас к брильянтщику»… и так далее, и тому подобное… Вечная дилемма: жить в бедности или выйти за богатого? В спектакле «Ловелас» вопрос решен однозначно: замуж, пока берут. Тут уж и Достоевский с его незадачливым «ловеласом» Макаром Девушкиным замолкают


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100