|
Мария Бабалова «Известия», 8.10.2007 Черное на черномБольшой театр открыл 232-й сезон «Пиковой дамой» Чайковского. Ставку сделали на звездный тандем оперных дебютантов: режиссер-постановщик — Валерий Фокин, за дирижерским пультом — Михаил Плетнев. Но «Пиковая дама» осталась верна себе и сыграла с именитыми гостями жестокую шутку. А заодно и с публикой. Козырь оказался совсем иным.
Спектакль стал бенефисом фантастической Елены Образцовой, которую снова можно слышать и видеть в ее коронной роли Графини. Эта работа певицы давным-давно вошла в число лучших воплощений образа роковой Пиковой дамы в мировом театре ХХ века. Это единственный характер, который есть в спектакле. Каждое ее явление — ярчайший вставной номер безликой постановки, без которых зал наверняка поглотила бы тоска и скука. Самая фантасмагорическая сцена — в спальне, где Графиня танцует с окончательно спятившим Германом, уже не различающим «Старуху» и Лизу.
Это единственный эпизод, который можно занести в актив у режиссера Фокина. В остальном его работа совсем незаметна. Певцы оказались без ролей. Они будто сами себе предоставлены. Их образы статичны, а манера поведения откровенно вампучна. То они под колонной постоят, то на высокой ноте руку вверх задерут, будто за кого-то вознамерились проголосовать. Но стандартные реплики режиссера, пришедшего в оперу из драмы, о том, что певцы — нулевые актеры, здесь не работают. Солисты Большого театра могут быть очень интересными актерски — работы Роберта Уилсона («Мадам Баттерфляй»), Грэма Вика («Волшебная флейта») или Дмитрия Чернякова («Евгений Онегин») тому хорошее доказательство.
Одетых во все черное солистов в абсолютном мраке сценического пространства просто не видать, если осветитель промахнется лучом прожектора (а это случается нередко). Получается конфуцианская иллюстрация к истории про черную кошку в темной комнате.
Кстати, о декорациях сценографа Александра Боровского, состоящих из колонн и мостика. Если они чем и удивляют, так это своей откровенной похожестью: почти такие же сделаны Давидом Боровским для «Евгения Онегина» Театра Станиславского и Немировича-Данченко, в постановке которого Боровский-младший также принимал самое активное участие. Интересно, как администрация театра допустила такую подозрительную схожесть художественной мысли. Или смотреть премьеры у коллег не в правилах Большого.
Не оправдалось и самое большое ожидание от спектакля: дирижерская работа Михаила Плетнева — выдающегося музыканта, для которого Чайковский — фирменный композитор. Моментами в оркестре возникает завораживающий, мощный Чайковский. Но он существует автономно от всего того, что происходит на сцене. Кажется, Плетнев, привыкший работать только со своим оркестром — Российским национальным, который он сам и создал, не смог убедительно сыграть на чужом поле. Полное отсутствие взаимодействия с хором и певцами временами шокирует. Впечатление такое, что люди не видят и не слышат друг друга.
Татьяна Моногарова (Лиза) с первой (лирической) частью партии справляется великолепно. Все при ней: и нервная утонченность, и нежный тембр голоса, а вот во второй (драматической) части ей не хватает в первую очередь силы голоса. Бадри Майсурадзе (Герман) и вовсе партию заваливает. Он ее просто не знает. Ни музыки, ни слов. Наблюдать за подобной имитацией исполнения роли в премьерном спектакле Большого театра, кажется, еще не доводилось. Любопытно, кто принимал решение об этом выходе и тем самым однозначно подставил певца — обладателя, кстати, очень красивого и подходящего для этой партии тенора. Но только в том случае, если не забыть ее выучить.
Прочие исполнители — Павел Черных (Томский), Анна Викторова (Полина), Вячеслав Войнаровский (Чекалинский) и другие тоже не блещут выучкой и впетостью партий: ошибаются в тексте и расползаются в ансамблях. В этой компании лишь игривая сопрано Анна Аглатова, поющая Прилепу в интермедии «Искренность пастушки», была на своем месте. Зрелище же в целом производило довольно школярное впечатление. Быть может, все приобретет более адекватное премьере состояние к следующей, декабрьской серии спектаклей. Пока же невозможно отделаться от ощущения, что присутствуешь на одной из первых репетиций и подглядываешь-подслушиваешь то, что публике демонстрировать нельзя. Просто нечего.
Единственный, кто блеснул на премьере, — приглашенный солист из «Новой оперы» Василий Ладюк. Молодой баритон блестяще спел знаменитую арию Елецкого, за что и был отмечен заслуженной овацией. (Не путать с отработкой номера клакерами, «хлопушечным» грохотом которых любят потешить себя солисты Большого театра.) Жаль только, что в финале оперы певцу не хватило личностной мощи, и эффектной точки не получилось. Все потонуло в общей массе звуков и формальных передвижений по сцене.
Неужели черный цвет спектакля — это траур по былому и уже мифологизированному величию Большого театра…
Другие статьи- Премьерный пасьянс, Елена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Слепых ведут безумцы, Лариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира», Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерах, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко», «Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Пошла хорошая карта, Ольга Егорова, «Новые известия», 16.10.2007
- Пиковый интерес, Елена Губайдуллина, «Итоги», 13.10.2007
- Жёстко и броско, Алексей Парин, «Московские новости», 12.10.2007
- Темные бездны и четкая графика, Дмитрий Морозов, «Культура», 11.10.2007
- Траур по Чайковскому, или Размышления об оперной режиссуре, Лада Меркулова, «Российские вести», 10.10.2007
- На пике чумных страстей, Наталья Зимянина, «Вечерняя Москва», 10.10.2007
- Чайковский остался в яме, что под мостом, Петр Поспелов, «Ведомости», 9.10.2007
- В одном черном, черном городе?, Екатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 8.10.2007
- Большой открыл карты, Ольга Романцова, «Новые известия», 8.10.2007
- Поверженный Герман, Ирина Муравьева, «Российская газета», 8.10.2007
- Мне страшно, Марина Гайкович, «Независимая газета», 8.10.2007
- Дама полутьмы, Екатерина Бирюкова, «Коммерсант», 8.10.2007
- Черное на черном, Мария Бабалова, «Известия», 8.10.2007
- На пике дамы, Ксения Щербино, Владислав Поляковский, «Взгляд (vz.ru)», 5.10.2007
- Тара для счастья, Ольга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Love story а ля Достоевский, Ирина Шведова, «Московская правда», 11.05.2007
- Игроки, Елена Ковальская, «Афиша», 27.04.2007
- ЗАО «Игроки» начинает и выигрывает, Григорий Заславский, «Независимая газета», 25.04.2007
- Картежники, «Итоги», 23.04.2007
- Радости шулеров, Ольга Егошина, «Новые известия», 19.04.2007
- Поддали на бедность, Роман Должанский, «Коммерсант», 19.04.2007
- Что наш театр? Игра!, Марина Давыдова, «Известия», 18.04.2007
- Крапленые люди, Глеб Ситковский, «Газета», 17.04.2007
- Сергей Женовач ходит Гоголем, Роман Должанский, «Коммерсант», 17.04.2007
- На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Счастливый номер, Елена Ямпольская, «Известия», 28.04.2006
- Современный Декамерон, Артем Солнышкин, «Досуг&развлечения», 24.03.2005
- Кровать для десятерых, Александр Смольяков, «Культура», 3.03.2005
- КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНО, Леонид Петров, «Вечерняя Москва», 18.02.2005
- Извините, я из будущего, Ирина Алпатова, «Культура», 20.01.2005
- Скольжение, Ольга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Стулом по России, Алена Карась, «Российская газета», 7.04.2004
- Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, «Независимая Газета», 6.04.2004
- Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, «Коммерсантъ», 1.04.2004
- Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2004
- Равнение на середину, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2003
- Дедовщина на свиноферме, Марина Шимадина, «Коммерсантъ», 15.09.2003
- Элементарные частицы, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- От четверга до четверга, Елена Ковальская, «Афиша», 4.10.2002
- Старик и горе, Ирина Алпатова, «Культура», 7.02.2002
- Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, «Культура», 27.09.2001
- А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, «Газета.Ru», 22.09.2001
- Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Львы зимой, Наталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанки, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, «Культура», 13.04.2000
- Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 8.04.2000
- Болеро на дне, Роман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2000
- Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2000
- Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, «Новые Известия», 5.04.2000
- Мужской хор «На дне», Марина Райкина, «Московский комсомолец», 4.04.2000
- Узнай самого себя, Марина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2000
- Кто первым сказал «мяу», Алиса Никольская, «Культура», 13.01.2000
- Не все скоту масленица, Елена Ямпольская, «Новые Известия», 30.12.1999
- Марина Зудина еще и сама по себе, Нара Ширалиева, «Вечерний клуб», 19.06.1997
- О сублимации и? любви, Александр Смольяков, 1997
- Привет от Сирано, Ирина Алпатова, «Культура», 1997
- АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, «Вечерний Екатеринбург», 3.09.1993
- ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, «На смену», 25.08.1993
- СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, «Независимая газета», 25.06.1993
- «Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, «Московские новости», 27.12.1987
- Страница спектакля «Ещё Ван Гог
» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 |