|
Марина Гайкович «Независимая газета», 8.10.2007 Мне страшноБольшой театр открыл сезон «Пиковой дамой» ЧайковскогоВ Большом театре — большой дебют: Валерий Фокин и Михаил Плетнев поставили одну из самых гениальных опер русской классики — «Пиковую даму» Чайковского. Пожалуй, в Большом добрались до последнего из долгожителей основной сцены: старой постановке Леонида Баратова, которую дважды возобновлял Борис Покровский, больше шести десятков лет.
Открывается занавес: зрители разве что не чувствуют запах Петербурга, так чутко передают декорации туманную, хранящую неведомую тайну и вместе с тем удушливую атмосферу города Достоевского. Четыре ряда колонн разделяет балкон с кованой решеткой, подсвеченный белым светом задник. Звучит увертюра, и начинает путь к смерти Герман: по мосту движется черная фигура с выразительным профилем, и все происходящее напоминает ожившие гравюры или черно-белые иллюстрации к пушкинским рассказам. Хотя еще один цвет, который сыграет роковую для всех роль, присутствует: при определенном освещении пол становится насыщенно зеленого цвета, цвета сукна на игорном столе. Да в интермедии добавится немного золота — в ожидании Императрицы.
Колонны и балкон вызывают в памяти недавнюю постановку «Евгения Онегина» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко: здесь декорации по эскизам отца делал Александр Боровский, он же стал автором декораций и в «Пиковой даме». Задник меняется на фасады домов, стены казармы или рисунок рубашки игральной карты.
Опасность заигрывания с балконом продемонстрировала упомянутая постановка «Онегина» — он, с одной стороны, спасает, когда нечего сказать, с другой — сковывает. Действие в результате может происходить на балконе и под ним, но особого драматургического решения, где можно было бы обыграть два пласта, нет. С балкона зрители наблюдают пантомиму в третьей картине, на балконе появляется призрак Графини в пятой и, конечно, в седьмой картинах. Разве что встреча Германа и Лизы состоялась только в музыке, на сцене их судьба была предрешена: Лиза оставалась на верхнем ярусе, Герман — на нижнем, разделенные навсегда кованой решеткой.
Валерий Фокин в отличие от многих своих коллег из драмтеатра понял главное — в опере надо исходить не из сюжета, а из музыки, партитура говорит подчас гораздо больше, чем персонажи, а то и вовсе другое, выявляя истинный смысл происходящего. В «Пиковой даме» для Фокина не важен задний план и точные приметы Летнего сада и набережной Фонтанки, не важны метеорологические явления в виде грозы и хлопьев снега, важно вывести на первый план загадку, мистериальность истории Пушкина-Чайковского — наверное, то, что в наивысшей степени характеризует загадку русской души. Когда заряд одержимости Германа способен на расстоянии попасть в нервные тела и души Графини и Лизы: и вот одна, опытная и властная, уже боится, а вторая — боится и уже любит.
Но задуманное режиссером должно быть прочитано зрителем не в буклете, оно должно впитываться с каждым движением артиста, а в случае с музыкой «Пиковой дамы» — с каждой нотой. Донести до слушателя гениальность опуса Чайковского и вместе с тем раскрыть задачу режиссера способны только большие певцы.
Первая картина. Первая встреча героев: Чайковский пишет квинтет, раскрывающий суть происходящего. «Мне страшно», — произносит каждый из них. А слушателю в зале смешно, потому как вместо ансамбля, от которого должно повеять холодом, слышна лишь невнятица. Мне, автору этих строк, в этот момент стало страшно. От того, насколько худосочна оперная труппа Большого, особенно если учесть, что большая часть задействованных в «Пиковой даме» — приглашенные артисты. Татьяна Моногарова (Лиза), похоже, остается в образе Татьяны Лариной из прошлогоднего «Онегина», впрочем, к Лизе ее боязливость и нервозность подходят. Теплое меццо Анны Викторовой (Полина) выгодно оттеняет Моногарову. Стопроцентное попадание в образ у Елены Образцовой — в ее игре и властность, которой так хотел Фокин, и страх. Особенно удачно решена ее встреча с Германом в четвертой картине, где Графиня, оставаясь во власти воспоминаний молодости, словно позабывшись, воспринимает Германа как очередного партнера.
Единственное светлое пятно состава — Василий Ладюк (Елецкий), обладающий красивым, благородным голосом, и к тому же продемонстрировавший идеальную работу над музыкальным и образным строем своей партии.
Бадри Майсурадзе, хоть и обладает голосом, способным вытянуть партию Германа, не позаботился о том, чтобы эту партию выучить, он не понимает, о чем он поет. Эта партия — одна из самых сложных в оперном репертуаре, требующая вдумчивой и долгой работы. Найти певца, способного ее исполнить, — задача труднейшая. В Большом театре нашелся свой Герман. Но какой! Ключевая фигура в опере, любимый персонаж Чайковского только передвигается по сцене, не пытаясь на минуточку задуматься о сути происходящего. Противоречивости, которой так хотел от этого персонажа Плетнев, борьбы между страстной влюбленностью и сумасшествием алчного игрока, просветления в конце, да еще такого, от которого у слушателя покатятся слезы, и близко не было. Момент в шестой картине, где происходит кульминация трагедии, когда после жаркого любовного дуэта Герман вдруг вспоминает о тайне трех карт и рвется в игорный дом, решен до примитивности просто: Майсурадзе изображает Наполеончика. Банальное восприятие сумасшедших.
Впрочем, настоящая психологическая драма, настоящие чувства, настоящий театр, наконец, в этой постановке есть: все происходит в оркестре под руководством Михаила Плетнева. Нежность первого чувства, ужас, боль, страдание, насмешка, страсть, неумолимое движение роковой силы и просветление, катарсис в финале — все это можно почти осязать.
Другие статьи- Премьерный пасьянс, Елена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Слепых ведут безумцы, Лариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира», Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерах, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко», «Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Пошла хорошая карта, Ольга Егорова, «Новые известия», 16.10.2007
- Пиковый интерес, Елена Губайдуллина, «Итоги», 13.10.2007
- Жёстко и броско, Алексей Парин, «Московские новости», 12.10.2007
- Темные бездны и четкая графика, Дмитрий Морозов, «Культура», 11.10.2007
- Траур по Чайковскому, или Размышления об оперной режиссуре, Лада Меркулова, «Российские вести», 10.10.2007
- На пике чумных страстей, Наталья Зимянина, «Вечерняя Москва», 10.10.2007
- Чайковский остался в яме, что под мостом, Петр Поспелов, «Ведомости», 9.10.2007
- В одном черном, черном городе?, Екатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 8.10.2007
- Большой открыл карты, Ольга Романцова, «Новые известия», 8.10.2007
- Поверженный Герман, Ирина Муравьева, «Российская газета», 8.10.2007
- Мне страшно, Марина Гайкович, «Независимая газета», 8.10.2007
- Дама полутьмы, Екатерина Бирюкова, «Коммерсант», 8.10.2007
- Черное на черном, Мария Бабалова, «Известия», 8.10.2007
- На пике дамы, Ксения Щербино, Владислав Поляковский, «Взгляд (vz.ru)», 5.10.2007
- Тара для счастья, Ольга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Love story а ля Достоевский, Ирина Шведова, «Московская правда», 11.05.2007
- Игроки, Елена Ковальская, «Афиша», 27.04.2007
- ЗАО «Игроки» начинает и выигрывает, Григорий Заславский, «Независимая газета», 25.04.2007
- Картежники, «Итоги», 23.04.2007
- Радости шулеров, Ольга Егошина, «Новые известия», 19.04.2007
- Поддали на бедность, Роман Должанский, «Коммерсант», 19.04.2007
- Что наш театр? Игра!, Марина Давыдова, «Известия», 18.04.2007
- Крапленые люди, Глеб Ситковский, «Газета», 17.04.2007
- Сергей Женовач ходит Гоголем, Роман Должанский, «Коммерсант», 17.04.2007
- На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Счастливый номер, Елена Ямпольская, «Известия», 28.04.2006
- Современный Декамерон, Артем Солнышкин, «Досуг&развлечения», 24.03.2005
- Кровать для десятерых, Александр Смольяков, «Культура», 3.03.2005
- КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНО, Леонид Петров, «Вечерняя Москва», 18.02.2005
- Извините, я из будущего, Ирина Алпатова, «Культура», 20.01.2005
- Скольжение, Ольга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Стулом по России, Алена Карась, «Российская газета», 7.04.2004
- Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, «Независимая Газета», 6.04.2004
- Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, «Коммерсантъ», 1.04.2004
- Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2004
- Равнение на середину, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2003
- Дедовщина на свиноферме, Марина Шимадина, «Коммерсантъ», 15.09.2003
- Элементарные частицы, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- От четверга до четверга, Елена Ковальская, «Афиша», 4.10.2002
- Старик и горе, Ирина Алпатова, «Культура», 7.02.2002
- Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, «Культура», 27.09.2001
- А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, «Газета.Ru», 22.09.2001
- Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Львы зимой, Наталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанки, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, «Культура», 13.04.2000
- Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 8.04.2000
- Болеро на дне, Роман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2000
- Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2000
- Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, «Новые Известия», 5.04.2000
- Мужской хор «На дне», Марина Райкина, «Московский комсомолец», 4.04.2000
- Узнай самого себя, Марина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2000
- Кто первым сказал «мяу», Алиса Никольская, «Культура», 13.01.2000
- Не все скоту масленица, Елена Ямпольская, «Новые Известия», 30.12.1999
- Марина Зудина еще и сама по себе, Нара Ширалиева, «Вечерний клуб», 19.06.1997
- О сублимации и? любви, Александр Смольяков, 1997
- Привет от Сирано, Ирина Алпатова, «Культура», 1997
- АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, «Вечерний Екатеринбург», 3.09.1993
- ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, «На смену», 25.08.1993
- СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, «Независимая газета», 25.06.1993
- «Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, «Московские новости», 27.12.1987
- Страница спектакля «Ещё Ван Гог
» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 |