In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Ирина Бачурина
Мария Боровская
Александр Боровский
Владимир Бровкин
Екатерина Бурлакова
Ирина Корина
Мария Мелешко
Мария Митрофанова
Владислав Фролов

Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ирина Муравьева
«Российская газета», 8.10.2007

Поверженный Герман

В Большом театре состоялась премьера «Пиковой дамы»

Новой постановкой «Пиковой дамы» Чайковского, ставшей первой работой на оперной сцене режиссера Валерия Фокина и дирижера Михаила Плетнева, Большой театр открыл свой 223-й сезон.

Главный интерес к премьере Большого театра фокусировался на именах постановщиков, от которых ждали сенсационной интерпретации «Пиковой дамы», поскольку «петербургские сюжеты» для Валерия Фокина и музыка Чайковского для Михаила Плетнева являются сквозными темами творчества.

В этом смысле «Пиковая дама» представляла «чистейший образец» для слияния их художественных интересов, тем более что постановщики совпали в главном — вскрывать партитуру исходя исключительно из замысла Чайковского.

В результате в спектакле не потребовалось никаких радикальных перемен: ни крупных купюр (за исключением куплетов Томского и танцевального номера), ни исторических натяжек (действие осталось в «минувшем» классическом веке), ни «передергивания» психологии персонажей. Хотя общую концепцию и атмосферу спектакля никак нельзя назвать реалистической. Сценический образ, в который, как в морок, в течение трех с лишним часов погружается зритель, замешан на трагедии роковой любви, безумии Германа, психических фантазмах и культурных архетипах, позволяющих считывать неоднозначные смыслы, заложенные в партитуре. Это излюбленный Фокиным образ Петербурга — города-призрака, свинцового, вымороченного, подавляющего психику своих героев. В воплощении художника Александра Боровского «демонический город» обозначен гигантскими — под колосники — черными колоннами и неподвижным фасадом, пересекающимся по центру — как фигуры на картах — линией ажурного черного моста.

«Что вверху, то и внизу» — гласит мистическая скрижаль, означают карты и символизирует мост, перекинутый в спектакле — как из жизни в бездну. Вся история Германа, Пиковой дамы, Лизы разворачивается на узком черном мосту, вознесенном на высоту — «между небом и землей», где действуют силы рока, предопределенности, темных, неведомых страстей. Здесь черная массовка в черных костюмах, черные герои и мертвенные карнавальные маски, прикрывающие живой тон лиц. 

Фокин строит графически точные мизансцены, создающие эффект театра теней. Но психологию персонажей прорабатывает без ссылок на условность. Герман в исполнении Бадри Майсурадзе — невротик, одинокий тип, с намеком на шизофреническую «манию Наполеона». Зацикленный на собственных рефлексиях, на темной иррациональной страсти — не то к Лизе, которой он тихим голосом поет «Прости, небесное созданье…», не то к Графине, предстающей в его больном воображении в образе карточной Дамы, Герман сходит с ума несколько более патетично у Майсурадзе, чем требуют графически четкие линии спектакля. Певец еще не достиг в этой партии своей полной вокальной формы, так же как и некоторые другие участники спектакля, усвоившие задачи режиссера, но пока не преодолевшие собственные технические проблемы. Вершиной любовного дуэта Германа и Лизы оказывается не счастье, а леденящее их душу присутствие Графини. Елена Образцова сыграла в этой партии не старуху с признаками маразма, а Даму Пик, реальную и призрачную одновременно — околдованную воспоминаниями собственной молодости, танцующую по вечерам с невидимым кавалером из прошлого и грозно являющуюся в фантазмах Германа.

Если исходить из музыкальных параметров спектакля, то только Елене Образцовой и оркестру пока удалось совпасть с отточенной дирижерской трактовкой Михаила Плетнева, задавшего ясный, выверенный тон всему музыкальному ансамблю. Оркестр Большого театра выложился по максимуму, реагируя на тончайшую нюансировку дирижера, создавшего симфоническое полотно с четкой архитектоникой, феноменальной прозрачностью инструментальных сочетаний и благородной аскезой звука. Начиная от первых тактов, задавших трагический пульс всей опере, через страшноватые остинато германовских наваждений, подчеркнутые рельефы низких тембров, через грандиозные звуковые пейзажи раскатов грома и чувственные напряжения Плетнев привел оркестр к тихому торжественному финалу, растянувшемуся в заупокойный хор по Герману. И конечная гармония Чайковского стала подтекстом сценического финала, где оставшийся в одиночестве Томский с состраданием созерцал поверженного им «демона» — Германа. Гармония свершилась «по ту сторону» жизни, как это чувствовал Чайковский. 


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100