In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Ирина Бачурина
Мария Боровская
Александр Боровский
Владимир Бровкин
Екатерина Бурлакова
Ирина Корина
Мария Мелешко
Мария Митрофанова
Владислав Фролов

Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Романцова
«Новые известия», 8.10.2007

Большой открыл карты

Новый сезон в главном театре страны начался с «Пиковой дамы»

Увлечение темой азартных игр началось в Большом театре с балета Ролана Пети «Пиковая дама», затем Алексей Ратманский поставил «Игру в карты». А премьера оперы Чайковского «Пиковая дама», состоявшаяся на днях, не только продолжила карточную тематику, но и стала очередным шагом по обновлению классического оперного наследия в Большом. На этот раз у руководства театра было три козыря.

Во-первых, музыкальным руководителем и дирижером постановки стал Михаил Плетнев, ради работы с оркестром отказавшийся от карьеры пианиста. Во-вторых, поставил «Пиковую даму» Валерий Фокин — один из лучших в современном театре режиссеров. Кстати, и Плетнев, и Фокин давно были влюблены в оперу, но впервые взялись за ее постановку. Ну, а третьим козырем является отменный вокальный состав: Германа спел харизматичный и пылкий Бадри Майсурадзе, Лизу — Татьяна Моногарова (лучшая Татьяна в «Евгении Онегине» Чернякова), Графиню — великая Елена Образцова. Все ставки были сделаны верно.

Перед началом репетиций Плетнев и Фокин договорились, что действие в «Пиковой даме» будет подчинено музыке, и их совместная постановка стала образцово-показательным, хотя порой немного статичным спектаклем. Плетнев по-новому рассадил музыкантов в оркестровой яме, освежил привычные темпы, и оркестр Большого заиграл новыми красками. А Фокин по примеру всех режиссеров драмы, впервые взявшихся за оперу, старался как можно меньше тревожить певцов, перенося основную нагрузку на хор, массовку и свет.

Оперные режиссеры, как правило, наполняют «Пиковую даму» узнаваемыми, бытовыми деталями, воссоздавая декор Летнего сада или интерьеры особняка Графини. Их коллеги из драматического театра поступают с точностью до наоборот, очевидно, в память Мейерхольда, для которого постановка этой оперы стала одной из последних в жизни. Фокин с художником Александром Боровским превратили сцену в условное пространство, разделенное на шесть клеток-ячеек горизонтальным мостом с резными перилами и черными вертикальными колоннами. Когда сверху опускается задник, имитирующий карточную рубашку, кажется, что герои существуют в мистическом игорном королевстве. Этот эффект дополняют черно-белые костюмы и великолепная работа со светом. От дам в шляпках, гуляющих в Летнем саду, остаются только черные, графические силуэты. А сцена бала превратилась в зловещий маскарад: гости в черных балахонах и венецианских масках, белых, как черепа, преследуют главного героя.

Тема игры и мистических предсказаний является основной в спектакле. Уже при первой встрече Германа и Графини задник становится черным, свет вокруг гаснет, и сразу понимаешь: ничем хорошим это свидание не закончится. Стройная, величавая Графиня не похожа на старуху. Скорее это ведьма, которая продала душу за эликсир молодости. Она танцует с Германом, проникшим в ее спальню, нежно и грациозно, как с возлюбленным. Призрак Графини, раскрывающий герою тайну трех карт, сопровождают еще шесть карточных дам в кринолинах и напудренных париках.

В новой версии «Пиковой дамы» Германн почти не думает о любви (этого чувства хватает от силы на пару арий). Лиза здесь напоминает светлого ангела, но этот ангел попал в мир, обреченный на гибель, и уже не может никого спасти. В спектакле несколько раз повторяется мизансцена: Лиза, стоит на мосту сверху, Герман — внизу, и хотя она протягивает герою руку, мост разделяет их, как черная черта. Плетнев и Фокин попытались исследовать историю болезни человека, которого терзают мания величия и навязчивая идея выигрыша.


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100