In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Ирина Бачурина
Мария Боровская
Александр Боровский
Владимир Бровкин
Екатерина Бурлакова
Ирина Корина
Мария Мелешко
Мария Митрофанова
Владислав Фролов

Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Наталья Зимянина
«Вечерняя Москва», 10.10.2007

На пике чумных страстей

Большой театр открыл сезон премьерными спектаклями «Пиковой дамы» Чайковского

Интрига была велика: выдающийся музыкант Михаил Плетнев впервые встал за оперный пульт. Недвусмысленно высказываясь по поводу моды на осовременивание классических постановок, он обещал, что на первом месте в новой «Пиковой даме» будет музыка. Так оно и вышло.
Но разрешил ли спектакль главный спор: что в опере важнее — театр или музыка, режиссер или дирижер? Нет, он скорее еще раз с грустью заставил подумать: только в союзе того и другого родится счастливое дитя.
Аскетичные декорации Александра Боровского — колонны и горизонтальный мостик из кулисы в кулису (второй этаж сцены) — странно напомнили немудреную конструкцию последней премьеры «Евгения Онегина» в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Правда, там художник доводил до конца работу своего отца — безвременно ушедшего из жизни Давида Боровского.
В игре «найди отличия» главное — что колонны? черные! И весь спектакль изощренным, излишне мучающим воображение образом выдержан в черно-белых тонах. С редким вкраплением серого да с поблескиванием серебряных пуговиц на мундирах.
От Петербурга конца XVIII века веет чем-то чумным: загробные дети цацкаются с черными куклами, бал екатерининских времен похож на сцены из фильма «С широко закрытыми глазами», и даже вставные танцы и пастораль «Искренность пастушки» выдержаны в неизменно похоронных красках.
Концепция сгущенного рока и мрака, в которой работал не только художник, но и режиссер Валерий Фокин (как и Плетнев, он впервые дебютирует в опере), предопределила наличие множества сцен а ля теневой театр. А все, что не в профиль — статично повернуто прямо в зал, высвечено поярче и поет как на концертной эстраде, дабы ни одна нота не пролетела мимо уха строгого Плетнева.
Спектакль такого графичного рисунка наверняка мог бы состояться в подлинно изящном виде. Однако изящество не терпит перебора. Некоторые быстро утомленные длинноногие, ярко одетые девушки на премьере поспешили покинуть зал, стуча каблучками. Более опытные, по-настоящему заинтригованные зрители, прикрывая глаза, в первую очередь оценивали музыкальную сторону спектакля.
Кто бы сомневался, что Михаил Плетнев не просто знает мир Чайковского, но владеет им в совершенстве. Недаром он так мечтал продирижировать «Пиковой» — симфонические фрагменты спектакля производили потрясающее впечатление. Сочетание с голосами, правда, удавалось не всегда.
Среди певцов первым отметим Василия Ладюка в партии Елецкого. Молодой баритон, красавец, лауреат сплошь первых премий, в том числе конкурса Доминго, неожиданно снискал такие овации после «Я вас люблю, люблю безмерно», что спектакль пришлось приостановить. И образ создал — благородного, неспешного, несчастного влюбленного, — и вокальным мастерством блеснул. Одно непонятно: как Лиза могла предпочесть ему вот этого коренастого дядьку — Германа, которого больше всего интересуют собственные верхние ноты, существующие сами по себе. В отличие от Ладюка, ни у Лизы, ни у Германа ни слова не понять. Как ни курьезно, приходилось читать английский перевод на экранах.
Дядька дойдет до апогея, к сожалению, под гениальную, вовсе не смешную, инфернальную музыку, появившись на сцене в кальсонах. Хорошо, что в это время Лиза находится на балконе (он же Канавка), и кто там, внизу, не разглядеть?
Не сложился образ Германа (Бадри Майсурадзе), слишком блеклой оказалась Лиза (Татьяна Моногарова) — но певицу выручают ее всегдашние искренность и обаяние. А уж кому как раз не присуща ни искренность, ни обаяние (убитое, быть может, черно-белой нарочитостью), так это режиссеру. Слишком рассудочно отнесся он к материалу, во многом иррациональному. Даже Елена Образцова (Графиня), суперзвезда этого спектакля, работая в нем не щадя себя, исходит, кажется, лишь из своих личных представлений о колоритной старухе.
Что же в итоге? Старание артистов и оркестрантов — необыкновенное. Кому же не хочется угодить Плетневу? Ведь строгость его оценок известна, нелицеприятность — легендарна. А его признание или хотя бы комплимент — дороже злата. Но получилось, что маэстро угодил только себе, создав не сценическое, но акустическое (да и то не безукоризненное из-за певцов) представление. 
Хоть и вложил он в свою «Даму» и интеллект, и труд, и душу, и страсть, в отсутствии которой его несправедливо упрекают десятилетиями. А музыка Чайковского заняла свое место в ряду высоких достижений Плетнева, которому в интерпретации этого композитора мало найдется равных.


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100