In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Ирина Бачурина
Мария Боровская
Александр Боровский
Владимир Бровкин
Екатерина Бурлакова
Ирина Корина
Юлиана Лайкова
Мария Мелешко
Мария Митрофанова
Владислав Фролов

Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Губайдуллина
«Итоги», 13.10.2007

Пиковый интерес

В Большом театре сдали новую «Пиковую даму»

Постановка одной из самых притягательных опер Чайковского стала дебютом маститого Валерия Фокина в музыкальном театре. К уверенному мастерству режиссера драмы прибавился пиетет новичка. С почтительным вниманием вслушался он в великую партитуру, не заслонив театральными находками ни одной музыкальной фразы. Такой подход к классике в наше броское время бесценен. А в премьерном спектакле Большого театра замечателен вдвойне, ведь музыкальное руководство осуществил здесь маэстро Михаил Плетнев. В оркестре под его управлением звучат философские бездны Чайковского. И режиссура Фокина не мешает в них погружаться. Но все, что меломаны и так знают (и не перестают узнавать) про Германа, Лизу и старуху графиню, новый спектакль представил в несколько неожиданном ракурсе.

Гнетущая безысходность царит на сцене с самого начала. Траур носят все без исключения. Даже дети, гуляющие в Летнем саду. И даже их куклы. Но всепоглощающий черный не так страшен, как нагло теснящий его белый. Едкая белизна открывает жуткую тайну трех карт. Белый безжалостно мешает страхи и отчаянные намерения, дурманит и топит мир в гибельном безумии. Белый цвет этой «Пиковой дамы» — цвет ночных кошмаров, смирительных рубашек и привидений. Роковой белый вплетает в оперу непривычные смыслы. И экзальтированный Герман, являющийся в игорный дом в ночном белье, больше похож на Поприщина из гоголевских «Записок сумасшедшего», чем на романтического оперного героя. В таком сходстве столько тревоги и напряжения, что становится боязно за исполнителя главной партии Романа Муравицкого, сгорающего в отчаянном «Что наша жизнь? Игра!» (в первом составе Германа поет еще более страстный Бадри Майсурадзе).

Черно-белый колорит (сценограф Александр Боровский) располагает ко множеству ассоциаций, но не исчерпывает всех метафор постановки. Излюбленные Боровским мосты, строгие колонны и раздвижные щиты, превращающиеся в стены богатых особняков, и тут пришлись к месту. Основную нагрузку (в прямом и переносном смысле) несет на себе горизонтальный мост, поделивший зеркало сцены на верхнюю и нижнюю половины. Персонажи оперы теснятся наверху, оказываясь внизу лишь в особых случаях. Пространство, вытянутое в струну, неестественное и неприветливое, оборачивается для героев то пьедесталом, то тюрьмой, то краем пропасти. Небо и земля соединяются в захватывающей картине страха. Герман собирается с духом перед смертельным свиданием. А его тень все поднимается и поднимается в покои графини… Не менее эффектно решен и главный мистический эпизод оперы. Призрак умершей старухи оказывается ослепительной красавицей в пышном одеянии в стиле эпохи рококо. Рядом — целая свита ее молодых отражений. Сила возраста не властна над Пиковой дамой. Способность молодеть, через секунду стариться и вновь расцветать — чудесная привилегия графини в исполнении царственной Елены Образцовой. Тонкое актерское мастерство и мощная харизма замечательной певицы привносят в спектакль частицу уходящего большого оперного стиля. В новой минималистской режиссуре он вполне органичен еще и потому, что чуткая Образцова внимательна к партнерам. Она не ставит свою героиню во главу угла и не превращает спектакль в свой бенефис. Высокомерная победительность ее графини — необходимый контраст к трагедии несчастного Германа. Трагедии маленького человека, размечтавшегося о том, что ему недоступно.


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100