|
Ольга Егошина «Новые известия», 19.04.2007 Радости шулеровГоголевские «Игроки» стремительно помолоделиТеатр «Студия драматического искусства» выпустил премьеру по «Игрокам» Гоголя. Режиссер Сергей Женовач раздал роли классической пьесы вчерашним студентам и резко сместил акценты классического текста. Шулерская компания в его постановке состоит из вчерашних школьников, стремительно осваивающих взрослые пороки «надувательской земли».
О шулерской игре времен Гоголя известно, что «в Москве в ту пору во многих барских домах велась большая и не всегда честная игра — зачастую проигрывались десятки и сотни тысяч крепостных. Иногда игра заканчивалась трагически. Некоторые родовитые дворяне не брезговали прибегать к крапленым картам, исправляя ошибки фортуны. На лето игроки переносили свои действия на ярмарки, спаивая и обирая простодушных. Уголовная хроника, свидетельства мемуаристов, художественная литература сохранили красочные рассказы о подвигах шулеров». Признавая страсть к игре «сильнейшей из страстей», русские литераторы нашли в этой теме неистощимый источник сюжетов. «Игроки» Гоголя занимают почетное место среди произведений русской «шулерианы».
Пьеса «Игроки» считается Гоголем незаконченной, хотя завязка, развязка, все перипетии сюжета прочерчены и выстроены. Гоголь, вопреки традициям, не предпослал пьесе список действующих лиц (что можно объяснить специфичностью интриги, где зритель до последней минуты обманывается в смысле происходящего). Не определил писатель и жанр своей пьесы. Так что режиссеру дан карт-бланш и в определении жанра спектакля (драма или все-таки комедия, фарс или бытовая зарисовка с натуры), и в выборе возраста действующих лиц. Традиционно роли в «Игроках» раздавались ведущим актерам труппы, находящимся в расцвете сил (между тридцатью пятью и пятьюдесятью).
Сергей Женовач роздал роли молодым двадцатилетним актерам, вчерашним подросткам. Ихарев (Андрей Шибаршин) у него выглядит ровесником Глова-младшего, только-только с учебной скамьи. Милый русоволосый мальчик, полгода попортивший глаза над карточным крапом, вышел в большой свет, дуриком кого-то обыграл и нарвался на шайку мошенников. Ему предложили вступить в шулерское братство, а потом артистически надули. Шайка шулеров в этих «Игроках» также состоит из людей молодых. Лет пять назад еще в бабки во дворе играли, а теперь переместились за столы с зеленым сукном. Они пока больше увлечены самим процессом «выигрыша», чем тревожатся о его результате. В силу возраста они еще не успели ни понять цену деньгам, ни накопить собственный капитал. Афера с Ихаревым разыгрывается как школьническая проделка. Кто может быть более жестоким и более невинным, чем подростки, увлеченные игрой?
Режиссер Сергей Женовач и художник Александр Боровский создали убедительное сценическое пространство: что-то среднее между библиотекой и игорной залой. Ряды столиков, обитых зеленым сукном с горящей свечкой на каждом столе. Когда на сукне пишут мелом карточные расчеты, а потом стирают, стоит меловой дым. Трактирный слуга приносит поднос с настоящими бутербродами, бокалами вина, бутылками шампанского. Игроки с чувством и молодым голодом набрасываются на еду, и тонкий запах сыра и рыбы разносится по залу.
Сергей Женовач сблизил-сдвоил самочувствие бывших студентов, которые еще учатся актерскому мастерству с самочувствием начинающих шулеров, которые только учатся всем приемам и навыкам. «Как вы это тонко сделали», — восторгается Ихарев заходу Утешительного (Алексей Вертков). Самый увлекательный сюжет спектакля: как на наших глазах взрослеют герои, открывая для себя какие-то новые жизненные повороты и взрослеют исполнители.
Сергея Женовача всегда интересовала тема «соблазнения» юности. Была она в его волшебной «Панночке», в «Иллюзии» Корнеля, звучала как одна из центральных в «Идиоте», да и в «Горе от ума» была важна, не говоря уже о «Мальчиках» по «Братьям Карамазовым» Достоевского. И самым пронзительным моментом в «Игроках» стал приход Глова-старшего. Замечательный артист Сергей Качанов вернулся на сцену, и выяснилось, что за годы вынужденного простоя он не потерял мастерства, но приобрел какую-то удивительную человеческую значительность. Хрупкий, какой-то прозрачный немолодой человек увещевает юношей беречься от порока. Как всегда бывает, чужой опыт никого ничему не учит. И в финале Ихарев, совсем уже обиженным мальчиком, забирается под стол и горько жалуется на «надувательскую землю», где ему предстоит жить.
Строящийся театр Сергея Женовача занял в нашей столице важное и вакантное ранее место — студенческого молодежного театра. Театра, который обращен к самой требовательной, бескомпромиссной и отзывчивой части публики. И общая любовь к «Студии театрального искусства» свидетельствует, что в нашей «надувательской земле» ценят места, где играют честно, не прибегая к крапленым картам.
Другие статьи- Премьерный пасьянс, Елена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Слепых ведут безумцы, Лариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира», Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерах, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко», «Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Пошла хорошая карта, Ольга Егорова, «Новые известия», 16.10.2007
- Пиковый интерес, Елена Губайдуллина, «Итоги», 13.10.2007
- Жёстко и броско, Алексей Парин, «Московские новости», 12.10.2007
- Темные бездны и четкая графика, Дмитрий Морозов, «Культура», 11.10.2007
- Траур по Чайковскому, или Размышления об оперной режиссуре, Лада Меркулова, «Российские вести», 10.10.2007
- На пике чумных страстей, Наталья Зимянина, «Вечерняя Москва», 10.10.2007
- Чайковский остался в яме, что под мостом, Петр Поспелов, «Ведомости», 9.10.2007
- В одном черном, черном городе?, Екатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 8.10.2007
- Большой открыл карты, Ольга Романцова, «Новые известия», 8.10.2007
- Поверженный Герман, Ирина Муравьева, «Российская газета», 8.10.2007
- Мне страшно, Марина Гайкович, «Независимая газета», 8.10.2007
- Дама полутьмы, Екатерина Бирюкова, «Коммерсант», 8.10.2007
- Черное на черном, Мария Бабалова, «Известия», 8.10.2007
- На пике дамы, Ксения Щербино, Владислав Поляковский, «Взгляд (vz.ru)», 5.10.2007
- Тара для счастья, Ольга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Love story а ля Достоевский, Ирина Шведова, «Московская правда», 11.05.2007
- Игроки, Елена Ковальская, «Афиша», 27.04.2007
- ЗАО «Игроки» начинает и выигрывает, Григорий Заславский, «Независимая газета», 25.04.2007
- Картежники, «Итоги», 23.04.2007
- Радости шулеров, Ольга Егошина, «Новые известия», 19.04.2007
- Поддали на бедность, Роман Должанский, «Коммерсант», 19.04.2007
- Что наш театр? Игра!, Марина Давыдова, «Известия», 18.04.2007
- Крапленые люди, Глеб Ситковский, «Газета», 17.04.2007
- Сергей Женовач ходит Гоголем, Роман Должанский, «Коммерсант», 17.04.2007
- На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Счастливый номер, Елена Ямпольская, «Известия», 28.04.2006
- Современный Декамерон, Артем Солнышкин, «Досуг&развлечения», 24.03.2005
- Кровать для десятерых, Александр Смольяков, «Культура», 3.03.2005
- КОГДА В ПОСТЕЛИ ЧУВСТВАМ ТЕСНО, Леонид Петров, «Вечерняя Москва», 18.02.2005
- Извините, я из будущего, Ирина Алпатова, «Культура», 20.01.2005
- Скольжение, Ольга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Стулом по России, Алена Карась, «Российская газета», 7.04.2004
- Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, «Независимая Газета», 6.04.2004
- Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, «Коммерсантъ», 1.04.2004
- Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2004
- Равнение на середину, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.09.2003
- Дедовщина на свиноферме, Марина Шимадина, «Коммерсантъ», 15.09.2003
- Элементарные частицы, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- От четверга до четверга, Елена Ковальская, «Афиша», 4.10.2002
- Старик и горе, Ирина Алпатова, «Культура», 7.02.2002
- Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, «Культура», 27.09.2001
- А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, «Газета.Ru», 22.09.2001
- Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Львы зимой, Наталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанки, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, «Культура», 13.04.2000
- Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 8.04.2000
- Болеро на дне, Роман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2000
- Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2000
- Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, «Новые Известия», 5.04.2000
- Мужской хор «На дне», Марина Райкина, «Московский комсомолец», 4.04.2000
- Узнай самого себя, Марина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2000
- Кто первым сказал «мяу», Алиса Никольская, «Культура», 13.01.2000
- Не все скоту масленица, Елена Ямпольская, «Новые Известия», 30.12.1999
- Марина Зудина еще и сама по себе, Нара Ширалиева, «Вечерний клуб», 19.06.1997
- О сублимации и? любви, Александр Смольяков, 1997
- Привет от Сирано, Ирина Алпатова, «Культура», 1997
- АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, «Вечерний Екатеринбург», 3.09.1993
- ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, «На смену», 25.08.1993
- СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, «Независимая газета», 25.06.1993
- «Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, «Московские новости», 27.12.1987
- Страница спектакля «Ещё Ван Гог
» на сайте Центра им. Вс. Мейерхольда
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 |