|
Елена Ямпольская «Известия», 7.05.2007 Счастье как предчувствиеВопрос о лидере столичной театральной режиссуры на данный момент кажется мне закрытым. Номер один — Миндаугас Карбаускис, ученик Петра Фоменко, давно и прочно прибившийся к табаковскому берегу.Его новая премьера в «Табакерке» — «Рассказ о счастливой Москве» — окончательно разрешила интригу режиссерской конкуренции.
35-летний Карбаускис обошел мэтров — по закону преимущества молодой силы. Закону, с которым вечно хочется спорить, но которому невозможно противостоять. Он обогнал и оставил позади стартовавших в одно с ним время девушек — надежду так называемой женской режиссуры. Ни одно из этих прелестных чаяний толком не оправдалось, девушки отпали — по праву пола, призванного не только с утра до ночи работать, но также любить, производить на свет потомство, чуть больше отдыхать и отвлекаться на милые пустяки.
Эти победы не идут в заслугу лично Карбаускису, они вызваны природными обстоятельствами. Как говорится, генерал Мороз посодействовал? Однако есть все резоны утверждать, что в противостоянии «Карбаускис-Серебренников» — негласном, но крайне жестком — сила теперь тоже на стороне первого. Потому что он никогда не позволяет себе теребить зрительские нервы, не касаясь души. Он никогда — даже в период поголовной моды на стеб — не увлекался стебом, а значит, не приучался потихонечку жить спекуляцией. Карбаускис каждую секунду понимает, про что ставится спектакль, а его актеры ежемоментно осознают, что они играют. «Рассказ о счастливой Москве» по Андрею Платонову — произведение эталонное. Лучше, по-моему, и сделать нельзя. При этом речь идет не о каком-то запаянном совершенстве: спектакль дышит, пульсирует, по нему струится теплая кровь, и совершенство его — живое, мерцающее, гипнотически обаятельное. Аутентичное. Платоновское.
На самом деле «Счастливая Москва» — не рассказ, но роман. В 1932 году начатый, в 36-м законченный и только в 1991-м опубликованный. Роман про девочку, которая родилась и осиротела в Петрограде, а кров и имя получила в старой столице. Поскольку потрясений в те времена хватало (включая великую орфографическую революцию), то изгаляться в детском доме не стали и назвали сиротку не Массква, не Мысква, не еще как-нибудь с вывертом, а просто — Москва. Москва Ивановна Честнова. Ее играет Ирина Пегова — Лара из фильма «Космос как предчувствие» и Соня в «Дяде Ване» того же Карбаускиса. Этой Москве — девочке-женщине, крепкой, цветущей, избыточной, однако ни на йоту не практической, словно бы и не земной, очень идет текст Платонова.
Пегова умеет играть героинь, счастливых не по какой-то определенной причине, а просто так. Хмелеющих от предчувствия. Такие начинают утро с улыбки — не могут не улыбаться, как солнце не может не взойти. Эта природная предрасположенность к счастью обычно плохо заканчивается, и история Москвы — не исключение, но пока она сияет во все свои ямочки на щеках, мы любуемся ею и смеемся. Практически беспрерывно подхихикивает зал над тем, какая великолепная каша у нее в голове, как пытается она соединить плотскую любовь с идеалами коммунизма, а потерпев фиаско, решительно отвергает? Нет, не коммунизм. Секс. В отличие от настоящей Москвы, где секс над коммунизмом все-таки возобладал.
У Москвы Ивановны Честновой сердце вмещает весь СССР. Отдельно взятому мужчине на таких просторах зацепиться не за что. Москва прекрасна, как всё молодое, и жестока, как все молодые. Когда молодость века, молодость мира и молодость тела совпадают, получается гремучая смесь.
Механики, хирурги, конторщику прочие строители светлого будущего, контуженные шальными глазами Москвы и ее жаром, от которого закипает вода в стакане, обеспокоены — как бы поскорее найти в человеке душу, а отыскав, кардинально эту самую душу изменить. В мире точного расчета любовное тяготение к чужому телу и неловко, и неуместно, и вредоносно с точки зрения планетарной мечты. Они борются с «природным» человеком в себе, как христиане борются с «ветхим». Вообще нигде, кроме как в прозе Платонова, не явлено с такой очевидностью, сколько первые коммунисты позаимствовали у первых христиан?
Актеры «Табакерки» из поколения в поколение приучены играть «на носу» у зрителей. Поэтому никакая труппа Москвы (нашей Москвы, не платоновской) не способна соперничать с «подвалом» в области театрального целомудрия. Фальшиво, приблизительно, неточно, вульгарно играют где хотите. Играют иногда и здесь, но только не в спектаклях Карбаускиса. Этот режиссер всегда ищет правду, причем ищет ее в тексте, а Платонов для подобных поисков — земля обетованная. Его слова выстраиваются в электрическую цепь, сами собой зажигаются и освещают все вокруг. Ни одной банальности. Так что даже хочется поймать ухом шаблонный оборот и выдохнуть — утомляешься от восхищения. ..
«Рассказ о счастливой Москве» гениально придуман и в том числе гениально оформлен. Кому принадлежит идея пространства — режиссеру либо художнику Александру Боровскому, не знаю. Славой сочтутся. А такая идея, безусловно, славы достойна — хотя бы на уровне театральных премий. Всю сцену занимает старый, добротного образца гардероб. Герои стучат номерками о дубовый прилавок с резкостью выстрелов. Серые, серые, серые шинели и - по контрасту — цвета артериальной крови, красная Москва. В боковые поперечины гардероба явно вписаны кресты. Номера, как таблички на могилах: «01 — 22», «23 — 44», «45 — 66»? Наверное, поэтому сердце зрительское то умиляется растроганно, то заходится от острой боли.
Гардероб — модель мира. Одни приходят, другие уходят, и нет между ними разницы. Сидишь и думаешь: какие же мы все одинаковые. От перехода с серых шинелей на пестрые курточки ничего не меняется. По-прежнему хотим любить, боимся остаться в одиночестве, смешно и убого ревнуем и рвемся решить вопрос любви «в целом».
В гардеробе, как перед Богом, все равны. Кроме тех, разумеется, кто предусмотрительно взял бинокль и теперь лезет без очереди. Однако ни в огромном человеческом мире, ни в крохотном подвале на Чаплыгина бинокли при входе не выдают. «Табакерка» подобно самой жизни — или жизнь подобно «Табакерке» — обмана не терпят. Даже оптического.
Другие статьи- Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, «Театральная афиша», 11.2007
- Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, «Независимая газета», 13.09.2007
- Лекарство от попсы, Марина Давыдова, «Известия», 13.08.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- Небо в алмазах, Катерина Антонова, «Театральные Новые Известия», 8.06.2007
- Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, «Weekend.ru», 3.06.2007
- Страшно, аж жуть?, Елена Груева, «Московский корреспондент», 06.2007
- Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, «Утро.ru», 29.05.2007
- «Красная Москва» город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, «Новая газета», 28.05.2007
- Счастье помогло, Марина Давыдова, «Известия», 18.05.2007
- В «Табакерке» вышел «Рассказ о счастливой Москве», «Вечерняя Москва», 18.05.2007
- Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, «Новые известия», 16.05.2007
- Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, «Огонек», 14.05.2007
- Я люблю Москву, Олег Зинцов, «Ведомости», 11.05.2007
- Москва без любви, Алена Карась, «Российская газета», 11.05.2007
- Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, «TimeOut-Москва», 8.05.2007
- Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, «Газета», 8.05.2007
- Вспоминайте нас, «Итоги», 7.05.2007
- Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, «Известия», 7.05.2007
- Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)», 3.05.2007
- Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, «Коммерсант», 2.05.2007
- Девушка-электричество, Дина Годер, «Газета.ru», 2.05.2007
- Ирина Пегова Москва во плоти, Сергей Конаев, «ВАШ ДОСУГ», 27.04.2007
- Попытка счастья, Александра Машукова, «Ведомости», 27.04.2007
- Попытка счастья, Александра Машукова, «Ведомости. Пятница», 27.04.2007
- Хранение столичности, Роман Должанский, «Коммерсант», 27.04.2007
- Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, «Афиша», 17.04.2007
- Наш ответ оптимистам, Александр Соколянский, «Время новостей», 30.03.2007
- «Гвоздь» вбили в «Захудалый род», Татьяна Кузнецова, «Коммерсант», 14.03.2007
- Олигарх из табакерки, Марина Квасницкая, «Российская газета», 13.03.2007
- Подвал столичного значения, Ирина Алпатова, «Культура», 1.03.2007
- Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, «Известия», 28.02.2007
- Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, «Известия», 28.02.2007
- Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ», Борис Тух, «Вести недели день за днем», 8.12.2006
- Душа просит сказки, Марина Квасницкая, «Россiя», 30.11.2006
- Миндаугас Карбаускис в присутствии любви и жизни, Ольга Харитонова, 28.11.2006
- Театральный фестиваль дело живое, Элла Аграновская, «Молодежь Эстонии», 18.11.2006
- Пять пудов любви, Алла Шендерова, «ВАШ ДОСУГ», 25.10.2006
- Гоголь по-безруковски?, Марина Лисовец, «Невское время», 8.09.2006
- Гоголь по-безруковски
, Марина Лисовец, «Невское время», 8.09.2006
- ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, Марина Дмитревская, «Час пик», 6.09.2006
- ГОГОЛЬ ПО-ХУЛИГАНСКИ, Марина Лисовец, 08.2006
- Как важно быть серьезным, Елена Груева, «ВАШ ДОСУГ», 29.06.2006
- Тополиный пух, жара, хрусталь, Елена Ямпольская, «Известия», 27.06.2006
- КАРБАУСКИС ЗАСТАВИЛ ОМИЧЕЙ ПЛАКАТЬ, «Омская Газета», 18.05.2006
- «Похождение» повесы, «Коммерсант Weekend», 31.03.2006
- Масляков был зрителем, а Табаков покровителем, Наталия Каминская, «Культура», 30.03.2006
- Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, «Комсомольская правда», 28.03.2006
- Табаков поощрил смелость и дерзость, Марина Райкина, «Московский Комсомолец», 28.03.2006
- Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, «Новый Мир», 1.03.2006
- Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯ, Анастасия Исаева, «ДОМ АКТЕРА», 1.03.2006
- Поднимись над суетой, Александр Смольяков, «Планета Красота», 1.03.2006
- Нежный портрет на фоне смерти, Марина Квасницкая, «Россiя», 9.02.2006
- Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, «ДЕНЬ за ДНЕМ», 27.01.2006
- Страх и храбрость нового москвича Миндаугаса, Дарья Корниенко, «linnaleht», 27.01.2006
- Место смерти изменить нельзя, Марина Райкина, «Московский Комсомолец», 24.01.2006
- Мечты Агафьи Тихоновны, «Культура», 12.01.2006
- Милость к падшим, Алла Шендерова, «ДОМ АКТЕРА», 1.01.2006
- Вешал бы кто?!, Алиса Никольская, «Театральная касса», 1.01.2006
- Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, «Планета Красота», 6.2006
- Режиссер, который ничего не хочет делать, Светлана Полякова, «Независимая газета», 23.12.2005
- Жажда жизни, Светлана Тарасова, «Досуг & развлечения», 22.12.2005
- Пограничное состояние, Алексей Филиппов, «Русский Курьер», 19.12.2005
- Рассказ о семи повешенных, Кристина Матвиенко, «TIME OUT МОСКВА», 14.12.2005
- Молодой повеса, Елена Ковальская, «АФИША», 13.12.2005
- ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ ПО-НАШЕМУ, Елена Дьякова, «Новая Газета», 12.12.2005
- НЕТ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕ, Вера Максимова, «Независимая газета», 7.12.2005
- Помни о смерти, «Итоги», 5.12.2005
- А НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.12.2005
- Над морем всходило солнце, Мария Хализева, «Экран и сцена», 1.12.2005
- Детские игры со смертью, Алена Карась, «Российская газета», 1.12.2005
- Он пугает, а нам не страшно, Светлана Хохрякова, «Культура», 1.12.2005
- СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТ, Марина Давыдова, «Известия», 30.11.2005
- Персонаж с петлей на шее, Олег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 30.11.2005
- Закончится вешалкой, Глеб Ситковский, «Газета», 29.11.2005
- Ужу, уму равно ужасно умирать, Александр Соколянский, «Время новостей», 29.11.2005
- Смерть как весело, Роман Должанский, «Коммерсант», 29.11.2005
- Минуты настоящего, Ольга Егошина, «Новые Известия», 28.11.2005
- «Каждый раз начинаю все с нуля», Ольга Романцова, «Газета», 23.11.2005
- Уйти и не вернуться, Артем Солнышкин, «Досуг & развлечения», 17.11.2005
- Смертельные игры, Елена Груева, «Ваш досуг», 17.11.2005
- Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору», Ирина Воробьева, «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ», 1.09.2005
- «ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, «Труд», 17.08.2005
- Миндаугас Карбаускис: Увлекателен только путь к наградам, а не сами награды, Павел Подкладов, «Театральная Афиша», 1.06.2005
- Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- Разговаривать не надо, приседайте до упаду
, Ирина Алпатова, «Культура», 14.04.2005
- ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, «Известия», 13.04.2005
- О театр, ты спорт!, Алена Карась, «Российская газета», 13.04.2005
- Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, «Новые Известия», 13.04.2005
- ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ», Любовь Лебедина, «Труд», 13.04.2005
- «Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, «Комсомольская правда», 13.04.2005
- Здоровый дух, Олег Зинцов, «ВЕДОМОСТИ», 13.04.2005
- Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, «Московский комсомолец», 13.04.2005
- ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, «Независимая газета», 13.04.2005
- Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, «Время новостей», 13.04.2005
- К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, «Газета», 12.04.2005
- ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.04.2005
- «ЗОЛОТАЯ МАСКА-2005»: БОЛЬШОЙ УТЕШИЛИ ХОРОМ, «Известия», 12.04.2005
- Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, «Российская газета», 12.04.2005
- Гадание о «Маске», Александр Соколянский, «Время новостей», 12.04.2005
- Большой маскарад, Алена Карась, «Российская газета», 12.04.2005
- Победителям устроили сцену, Роман Должанский, «Коммерсант», 12.04.2005
- «Иди сюда, буржуазненький наш!», Артур Соломонов, «Известия», 1.04.2005
- Марафон открытий, Ольга Егошина, «Новые Известия», 22.03.2005
- Золотая Маска, В.Г., «TIME OUT МОСКВА», 21.03.2005
- Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС: НАС НАНИМАЮТ НА ВРЕМЯ, Екатерина Васенина, «Новая Газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова best, Елена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Комедия, местами даже фарс, Алена Карась, «Российская газета», 22.12.2004
- Контрольный выстрел, Олег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочь, Елена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломом, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешься, Марина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечение, Ольга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекур, Глеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободы, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Драма для кукол, Марина Шимадина, «Коммерсант», 16.12.2004
- Станиславский в своей тарелке, Марина Шимадина, «Коммерсант», 9.12.2004
- Три вопроса Андрею Смолякову, Денис Белоусов, «Досуг&развлечения», 2.12.2004
- Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, «МК», 25.10.2004
- Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, «Новые Известия», 6.10.2004
- Машина времени, Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 22.09.2004
- Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, «Газета», 17.09.2004
- Дмитрий Назаров: Интриги украшение театра, Марина Зельцер, «Вечерняя Москва», 6.08.2004
- Хотели как лучше
, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 9.07.2004
- Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь», Светлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Легкое дыхание, Светлана Тарасова, «Досуг&развлечения», 25.06.2004
- Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, «Труд», 29.05.2004
- Люди в склепе, Ирина Алпатова, «Культура», 27.05.2004
- Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, «Комсомольская правда», 26.05.2004
- «Дядя Ваня», Марина Мурзина, «АиФ-Москва», 26.05.2004
- Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, «Независимая газета», 24.05.2004
- Край или конец света?, Елена Дьякова, «Новая Газета», 24.05.2004
- Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, «Радиостанция «Эхо Москвы»», 22.05.2004
- Радость, которой не миновать, Дина Годер, «Газета.Ru», 20.05.2004
- Дом окнами в зал, Ольга Егошина, «Новые известия», 20.05.2004
- «Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, «МК», 20.05.2004
- Больше жизни, Александр Соколянский, «Время новостей», 20.05.2004
- Деревенский романс, Алена Карась, «Российская газета», 20.05.2004
- Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, «Вечерняя Москва», 18.05.2004
- Скольжение, Ольга Нетупская, «Страстной бульвар, 10», 1.05.2004
- Когда я умирала, Елена Ковальская, «Афиша», 13.02.2004
- Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, «Новая газета», 12.02.2004
- Легко ли быть мертвым?, «Итоги», 9.02.2004
- Живые и мертвая, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 29.01.2004
- В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, «Культура», 29.01.2004
- Фокус делать не из чего, Дина Годер, «Русский журнал», 27.01.2004
- Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, «Российская газета», 27.01.2004
- На кладбище и обратно, Марина Шимадина, «Коммерсантъ», 27.01.2004
- Дорога на кладбище, Александр Соколянский, «Время новостей», 27.01.2004
- Поджечь родную мать, Ольга Егошина, «Новые известия», 26.01.2004
- Смерть понятие растяжимое, Марина Давыдова, «Известия», 26.01.2004
- Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, «Комсомольская правда», 7.07.2003
- Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, «Вечерний клуб», 3.07.2003
- Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, «Культура», 2.07.2003
- Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2003
- Синхронное плавание, «Итоги», 1.07.2003
- Комедия без ошибок, Марина Давыдова, «Известия», 27.06.2003
- Синхронный перевод, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 26.06.2003
- О любви к метафизике, Алла Шендерова, «Экран и сцена», 12.04.2003
- Ядерная физика в действии, Нина Агишева, «Московские Новости», 5.03.2003
- Элементарные частицы, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 27.02.2003
- Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, «Известия», 26.02.2003
- Миндаугас Карбаускис: Внутри меня по-прежнему сидит артист, Алексей Филиппов, «Известия», 25.02.2003
- На нарах творчества, Ирина Алпатова, «Культура», 30.05.2002
- Лицедей это диагноз, «Итоги», 27.05.2002
- Театр должен быть утоплен, Ольга Романцова, «Вести.ru», 27.05.2002
- Лицедей, как он есть, Алексей Филиппов, «Известия», 16.05.2002
- Безумие в день кровяной колбасы, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.05.2002
- Драма на гастролях, Ирина Корнеева, «Время МН», 15.05.2002
- Диагноз лицедей, Дарья Коробова, «Независимая газета», 15.05.2002
- Старосветская печаль, Нина Агишева, «Московские новости», 5.02.2002
- Старосветские помещики, Елена Ковальская, «Афиша», 1.02.2002
- Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
- Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 16.01.2002
- Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 12.01.2002
- Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, «Время Новостей», 9.01.2002
- Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, «Русский журнал», 8.01.2002
- Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, «Известия», 8.01.2002
- Старосветская челядь, Мария Хализева, «Вечерний клуб», 01.2002
- На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, «Российская газета», 27.12.2001
- Александр Стульнев готовится к перемене статуса и начинает день с форума, Ольга Харитонова, «Саратовская областная газета»
- Гастроли «Табакерки»: Рассказу семи повешенных поверили все, Лоретта Вашкова, «Радиогазета (Прага)»
- «Похождение» в Таллине, ««Новости культуры» (ТК «Культура»)»
- Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, «Русский курьер»
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |