In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Майя Дороженко
Сергей Женовач
Миндаугас Карбаускис
Прийт Педаяс

Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Марина Квасницкая
«Российская газета», 13.03.2007

Олигарх из табакерки

В новом московском театре «Практика» состоялась премьера спектакля «Небожители». В нем актер «Табакерки» Андрей Смоляков сыграл роль Леонида Цейтлина — олигарха, главы нефтяной компании. Ему предъявлен ультиматум со стороны властей: продать свой бизнес или… впрочем, выбора у него нет. Корреспондент «РГ» встретился с ним, чтобы поговорить об этой и других новых работах популярного актера.


Российская газета | Насколько вам близка концепция театра «Практика» как театра прямого социального и политического высказывания? Было внове вступить на эту территорию?

Андрей Смоляков | Поскольку я живу уже давно, то мне приходилось играть в театре эпохи соцреализма. Тогда мы прославляли советский строй, временами, конечно, критикуя отдельные моменты. Это была борьба хорошего с лучшим. Сейчас со сцены мы говорим о сложностях построения капитализма. Театр как был трибуной, так и будет ею оставаться.

РГ | Очевидно, чтобы говорить со сцены о политических проблемах, надо самому в них хорошо ориентироваться, иметь гражданскую позицию?

Смоляков | Работая над ролью, я стал больше читать газет, так как мой воспаленный мозг потребовал новой пищи. Пресса у нас забавная! Мне в работе важнее было органично «усвоить» позицию моего персонажа, чем копаться в поисках собственной.

РГ | Весь пафос вашего героя направлен на то, что невозможно заниматься бизнесом в стране, где нет правил, читай — законов. На ваш взгляд, это трагедия или трудность российских бизнесменов?

Смоляков | Это как правила дорожного движения. Если их не выполнять, то трудность может обернуться трагедией.

РГ | Вам не привыкать играть так называемых отрицательных персонажей. Ваш олигарх остроумен, изящен, подкупающе искренен… Вам важно донести пусть отрицательное, но обаяние своего героя?

Смоляков | Без обаяния он не смог бы быть лидером в бизнесе. В моем персонаже много чего намешано — и хорошего, и плохого. Копаясь в биографии моего героя, мне было важно определить изначальную точку его компромисса со своей совестью. Мне ясно одно: большие деньги с неба не падают. Не хочется рисовать его дьяволом, но чтобы добиться финансового успеха, очевидно, надо служить разным богам. Недаром в пьесе мой герой говорит: «В бизнесе нет морали. Еще никто не написал моральный кодекс строителей капитализма, поэтому каждый сам для себя решает, что морально, а что нет. Если, конечно, задумывается над этим. ..»

РГ | Как складывалось ваше сотрудничество с драматургом-дебютантом Игорем Симоновым?

Смоляков | Мы познакомились с ним и в процессе репетиций вместе немного корректировали диалоги. Симонов работает в крупной корпорации и знает об этих социальных типажах не понаслышке. Однако эта его первая пьеса сделана не в технике «вербатим»: это попытка художественного осмысления известных всем событий. Для дебюта — отличная работа. Спектакль идет полтора часа, но этого времени достаточно, чтобы полно обрисовать характеры, конфликты. Емкая и лаконичная пьеса.

РГ | Как сложилась ваша работа с режиссером Русланом Маликовым?

Смоляков | Я видел его очень популярный спектакль «Большая жрачка», поэтому с удовольствием откликнулся на предложение. Мне нравится его манера работать в соавторстве с актером, подкупает его настойчивый поиск лаконичной формы.

РГ | Андрей, это ваш второй опыт сотрудничества с продюсером Эдуардом Бояковым. Насколько оно продуктивно?

Смоляков | Спектакль «Свадебное путешествие» — для меня очень дорогая работа. Во время репетиций я познакомился с Владимиром Сорокиным, чему был очень рад. Приход таких писателей, как Сорокин, к сотрудничеству с театром радует в принципе. Я соприкоснулся с литературой, в которой есть яркие образы, острое, порой парадоксальное мышление. Его интеллектуальная проза — это пища не только для чувств, но и для ума. Спектакль просуществовал два года, но, возможно, будет возобновлен.

РГ | Не пугают вас некоторые экстремистские требования Боякова — например, гнать из театра зрительниц старше сорока?

Смоляков | Эдуард сделал театр, который живет по его законам, и мне это симпатично. Он дал высказаться новому поколению драматургов. Как человек ищущий он может заблуждаться — это его право, которое я уважаю. В репертуаре театра мне нравятся пьесы Ивана Вырыпаева. Спектакль «Июль», где Полина Агуреева читает текст, написанный от мужского лица, произвел на меня впечатление. Не могу сказать: «Ах, вот это тот самый новый театральный язык, которого мы все ждали!», но это новые ноты в звучании театра. Не нотки, а именно ноты.

РГ | Ваш Театр-студия п/р Табакова живет в режиме активного производства — премьера за премьерой. Вам не обидно, что вы оказались востребованы на другой сценической площадке? Нет пророка в своем отечестве?

Смоляков | Нет, просто я два года отдал съемкам в кино и только сейчас возвращаюсь к театру. Сейчас репетирую на своей сценической площадке спектакль по повести Андрея Платонова «Счастливая Москва» со своим любимым театральным режиссером Миндаугасом Карбаускисом.

РГ | Вы довольно скептически высказываетесь о профессии психоаналитика в своих интервью. Не поменялось ли ваше отношение к этой профессии после того, как вы сами сыграли психоаналитика Иана в спектакле МХТ «Сияющий город»?

Смоляков | Нет. Я по-прежнему считаю, что задушевная беседа за бутылкой водки на кухне — эффективнее и ближе к нашему менталитету.

РГ | Ваше давнее едкое замечание о том, что профессионализм уходит из актерской профессии, как-то оспорено сегодняшней реальностью?

Смоляков | Не хочу быть брюзгой, но это так. Режиссеры удовлетворены тем, что актер порой всего лишь обозначает роль. Для многих играть вполсилы становится привычкой. Актеры крутятся, участвуя сразу в нескольких проектах: там обозначил, здесь наметил. ..Хорошо, когда это — сознательный художественный прием. А когда разная драматургия открывается одним и тем же ключом, это не радует.

РГ | Ваш двухгодичный роман с кинематографом скоро даст свои плоды?

Смоляков | Сейчас выйдут фильмы «Свой-чужой», «Патруль», «Группа Зетта», «Водяной». Вышел на экраны фильм Егора Кончаловского «Консервы», где я играю роль вполне положительного героя, если уж сравнивать с моим послужным списком киллеров и негодяев. Егор набрал мастерства в жанре экшн, это видно по фильму. Мне очень нравится работать в его команде: тот же оператор ловит удачный ракурс, режиссер понимает тебя без слов, партнеры умеют услышать. Это и приятно, и продуктивно. Образуется словно свой киношный клан.


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100