|
Анна Гордеева «Время новостей», 17.04.2007 Они еще поиграютПремьера в Студии театрального искусстваБюст Гоголя и десяток квадратных столов, покрытых зеленым сукном. Так в поставленных Сергеем Женовачем (оформленных Александром Боровским) в Студии театрального искусства «Игроках» обозначено присутствие автора и место действия. К бюсту главный герой относится мальчишески непочтительно (использует его вместо шляпной полки и вешалки), автору доверяет, как самому себе (с предфинальным монологом, где чувствующий себя победителем Ихарев рисует планы блестящей жизни, еще не зная, что сам обманут, — он обращается к Гоголю). Собственно, это, конечно же, символ спектакля — незлобная насмешка над закаменевшими штампами, абсолютное трогательное уважение к Николаю Васильевичу.
Роли собравшихся в провинциальном трактире игроков обычно достаются взрослым и более чем взрослым актерам. Хотя лишь один персонаж сообщает на сцене свой возраст («Мне тридцать девять лет»), но в разговорах присутствует многолетний опыт, опыт десятков трактиров и сотен крапленых колод. У Женовача же актеры юны (театром полтора года назад стал выпустившийся из ГИТИСа курс) и не пользуются возрастным гримом. Этот штамп — возраста — отметается. И сразу очень многое меняется в тексте.
Ихарев (Андрей Шибаршин) — не кинувшийся в жизнь шулера небогатый провинциальный барин. Совсем другой класс: у него манеры брокера, из тех азартных безумцев, что способны в одиночку порушить благополучие крупнейшей фирмы. Для гоголевского Ихарева мечтой (той самой, в которой он исповедуется Гоголю) становится Петербург; этому страны явно мало. Гоголевский Ихарев — авантюрист и игрок — старше и потому все же представляет пределы своих возможностей. Этот — юн так, что нервно постукивающие по столу пальцы могут перевернуть вселенную, не заметив. И в этом Ихареве нет темы, что вносили в роль более старшие актеры, — темы богоборчества, дьявольской гордыни; он не видит препятствий, и бороться ему не с кем. Но и градус крушения, градус отчаяния после понимания того, что подельники обманули его самого, другой: там, где у взрослого человека сминается жизнь, у этого Ихарева лишь прибавляется опыт. Он взрослеет, отрыдав две минуты под столом, — и очевидно, что это лишь один из этапов биографии, не конец пути.
Компания шулеров, с которыми этот Ихарев сотрудничает, — Швохнев (Александр Обласов), Кругель (Григорий Служитель), Утешительный (Алексей Вертков) — иногда выходит за рамки аккуратной актерской игры. Кажется, они вдруг вспоминают, что надо «играть Гоголя» и потому быть как-то по-особенному театральными: и уж так изображают дружелюбие и сладкоголосие, что любой шулер бы насторожился — а Ихарев этого не делает. Потому что занят только собой и своими великими планами? Возможно. Или потому, что воспринимает их как ровесников, а всю историю, несмотря на горящий в глазах денежный азарт, как шутку?
Сергей Женовач, быть может, так и любим народом за то, что всегда оставляет в спектакле пространство для дыхания, у него кислород не выгорает даже в пламени трагедии. Даже когда он берет безусловно трагедийный текст (как в фантастическом «Короле Лире», сделанном почти пятнадцать лет назад на Малой Бронной), режиссер обещает зрителю: на свете есть чем дышать даже в очень душные времена. И нынешние «Игроки» снова говорят об интересе к любому человеку и о надежде.
Другие статьи- Павел Руднев: Классик Женовач, Павел Руднев, «Взгляд», 15.05.2007
- «15 мая это день икс в моей судьбе», Глеб Ситковский, «Газета», 15.05.2007
- Пятьдесят лет игрока, Григорий Заславский, «Независимая газета», 15.05.2007
- ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИ, Любовь Лебедина, «Труд», 11.05.2007
- Игроки, Елена Ковальская, «Афиша», 27.04.2007
- ЗАО «Игроки» начинает и выигрывает, Григорий Заславский, «Независимая газета», 25.04.2007
- Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.04.2007
- Картежники, «Итоги», 23.04.2007
- Радости шулеров, Ольга Егошина, «Новые известия», 19.04.2007
- Обманутый лезет под стол, Олег Зинцов, «Ведомости», 18.04.2007
- Что наш театр? Игра!, Марина Давыдова, «Известия», 18.04.2007
- Крапленые люди, Глеб Ситковский, «Газета», 17.04.2007
- Они еще поиграют, Анна Гордеева, «Время новостей», 17.04.2007
- Сергей Женовач ходит Гоголем, Роман Должанский, «Коммерсант», 17.04.2007
- Сергей Женовач стал нашим всем, Мария Синельникова, «Коммерсант», 16.04.2007
- «Самое опасное превратиться в производство», «Коммерсантъ-Weekend», 13.04.2007
- Определенный расклад ума, Роман Должанский, «Коммерсантъ-Weekend», 13.04.2007
- Играем по-новому, Елена Груева, «Ведомости-Пятница», 6.04.2007
- Спектакли: «Игроки», «Независимая газета», 6.04.2007
- Сергей Женовач: «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь», Ольга Романцова, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 10.01.2007
- «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь», Ольга Романцова, «Газета», 25.12.2006
- Латвию оккупировала белая гвардия, «Телеграф, ежедневная газета Латвии», 21.11.2006
- На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Свет художественности, 2006
- Русский свет, 2006
- Мирные дни, Павел Руднев, «Ваш досуг», 29.04.2004
- Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, «Труд», 10.04.2004
- Турбины первые и последние, Дина Годер, «www.russ.ru», 8.04.2004
- Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, «Культура», 8.04.2004
- А абажур висит, «Итоги», 6.04.2004
- Люди чести, Александр Соколянский, «Время новостей», 5.04.2004
- Душевная драма, Олег Зинцов, «Ведомости», 2.04.2004
- Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, «Газета.Ru», 2.04.2004
- Спрятаться негде, Нина Агишева, «Московские новости», 2.04.2004
- Счастье хорошо, а правда хуже, Глеб Ситковский, «Газета», 2.04.2004
- Без черного снега, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 1.04.2004
- Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, «Коммерсантъ», 1.04.2004
- Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2004
- Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2004
- Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, «Где», 25.03.2004
- «Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, «Аргументы и факты», 24.03.2004
- Назад в будущее, Павел Руднев, «Ваш досуг», 22.03.2004
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель», 2.11.2000
- Игра в театр, Алена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Не будьте как дети, Марина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- А еще
, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- «Мастерская» Петра Фоменко, Нелли Пляцковская, «Невское время», 16.03.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Пётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, 1993
- Дар, Наталья Крымова, 1992
- «Владимир…» превосходной степени, Олег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991
- Гоголь из кусочков, Мария Богатырева, «Московский Комсомолец», 24.10.1991
- Фоменки*, Аркадий Островский, «Театр»
Другие статьи: 1 | 2 | 3 |