|
Григорий Заславский «Независимая газета», 25.04.2007 ЗАО «Игроки» начинает и выигрываетПремьера Сергея Женовача в Студии театрального искусстваСергей Женовач не мог предположить, что его премьера попадет в такой премиальный контекст: публика, которая приходит в Центр им. Мейерхольда посмотреть «Игроков», ждет — чем же их удивит первый режиссер России (по версии «Золотой маски»)? Ну-ну?
Стихия игры, мальчишеского веселья, азарта, отличающих компанию молодых актеров, совершенно не вяжется с «высокой ответственностью». Короче говоря, Женовач — впрочем, ему всегда было это свойственно — быстро переводит внимание со своей скромной персоны на Гоголя: мол, вот кто настоящий герой. Настоящий герой, то есть буквально — Гоголь, стоит на сцене, красуется в левом углу сцены, — массивный бюст, с которым главный герой «Игроков», помещик Ихарев (Андрей Шибаршин) обходится запанибрата: снимая «форменное» черное пальто, вешает ему на плечи, на голову Николай Васильевичу небрежно бросает шляпу.
«Форменное», сказано только что, потому что и одежда, и слова, и, как позже выясняется, мысли у героев «Игроков» одинаково прекрасны (или, с какой стороны взглянуть, не прекрасны): черные костюмы-тройки, черные галстуки, черные пальто. Девять «типовых» ломберных столиков, крытых зеленым сукном, по одному на брата, занимают сцену, выстроившись в колонну по три (художник — Александр Боровский)?
История сама по себе примечательная: про то, как компания молодых профессионалов ловко обыгрывает, буквально обводит вокруг пальца вышеупомянутого Ихарева, который мнил себя мастером карточной игры, гением. Выскочка! Смирись, гордый человек, гордыня — грех, как будто бы подучают его дельцы поскромнее.
Поражаясь современности вечно молодого гоголевского текста, отмечаешь, что эти самые дельцы похожи один на другого, как однояйцевые близнецы, то есть — точь-в-точь как депутаты-единороссы, а их речи и умение влезть в чужую душу кажутся срисованными с пособий по НЛП и пиару. По той же технике беззастенчивого вранья Ихарев учит трактирного слугу, приготовляя карточную аферу: «От тебя не потребуется ничего, только — честность».
Игра — естественная человеческая потребность, такая же, как еда. В еде также важны азарт и вкус к еде — как вкус к игре, без того и другого в удовольствие не проживешь. Эту мысль «пережевываешь», глядя, как ловко подцепляют игроки куски ветчины и рыбы, как отправляют в рот ложку, которой зачерпывают черную икру из просторной фарфоровой плошки. Не игроки — вернее было бы назвать их жуликами (и Женовач называет свой спектакль жульничеством в 9 эпизодах и 25 явлениях), но разве повернется язык назвать жуликами таких аккуратных господ в черных тройках при галстуках?! Нет, конечно.
Игра света (художник по свету — Дамир Исмагилов), которая кажется чуть нарочитой, активно переключает внимание с лиц на столы и обратно на лица. Игры достает и без того, игры веселой и бесчеловечной, поскольку правил нет, все — обманщики. Что-то вроде истории про Ходорковского, который очередную партию почему-то не выиграл, проиграл. Больше взять с него нечего, и «товарищи», одинаковые мальчики, обаятельные, азартные, смешливые, пошли дальше, насвистывая веселый мотивчик.
Игра стоит свеч, свечи горят. Но ни мистики, ни потустороннего ужаса в колыхании теней не сыщешь. Сплошной материализм — не верится, что написано Гоголем. Впрочем, в нынешнем исполнении можно вообразить, что «Игроки» — еще одна вариация на сюжет о «каменном госте»: Ихарев «пропадает», «гибнет» за небрежное отношение к памятнику, своей шляпой, брошенной невпопад, пальто, накинутым на плечи, он как бы бросил вызов. Спрашивали? — Отвечаем.
Что еще сказать?
Как всегда у Женовача, все реминисценции и аллюзии приходят сверх текста, поверх игры, которая не разменивается по мелочам. Главное — слово, которому верны молодые студийцы и приглашенный (не скажешь, что со стороны?) Сергей Качанов, когда-то игравший у Женовача на Бронной в «Ночи перед Рождеством», а прежде, в студии «Человек», — в гоголевско-садуровской «Панночке».
Самая пронзительная в спектакле — немая сцена, у Гоголя специально не обозначенная; оставшись в дураках и понимая свое дурацкое положение, Ихарев крутит головой, улыбается детской — дурацкой — улыбкой и снова крутит, вертит головой, будто бы пытаясь сбросить неприятное наваждение.
Вместе с тем, как, впрочем, когда-то в первых спектаклях «Мастерской Петра Фоменко», в «Игроках» ощущается некоторый недостаток объема, как будто бы каждая роль дана актеру на вырост и этот «незанятый» кусочек роли чуть-чуть сборит, обращает на себя внимание. Но - как будто за это — получаешь возможность наблюдать за тем, как взрослеют студийцы от роли к роли (наверное, и от спектакля к спектаклю). Чего, конечно, ни в какой, даже самой лучшей антрепризе не случается, а в Студии театрального искусства — пожалуйста.
Другие статьи- Павел Руднев: Классик Женовач, Павел Руднев, «Взгляд», 15.05.2007
- «15 мая это день икс в моей судьбе», Глеб Ситковский, «Газета», 15.05.2007
- Пятьдесят лет игрока, Григорий Заславский, «Независимая газета», 15.05.2007
- ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИ, Любовь Лебедина, «Труд», 11.05.2007
- Игроки, Елена Ковальская, «Афиша», 27.04.2007
- ЗАО «Игроки» начинает и выигрывает, Григорий Заславский, «Независимая газета», 25.04.2007
- Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.04.2007
- Картежники, «Итоги», 23.04.2007
- Радости шулеров, Ольга Егошина, «Новые известия», 19.04.2007
- Обманутый лезет под стол, Олег Зинцов, «Ведомости», 18.04.2007
- Что наш театр? Игра!, Марина Давыдова, «Известия», 18.04.2007
- Крапленые люди, Глеб Ситковский, «Газета», 17.04.2007
- Они еще поиграют, Анна Гордеева, «Время новостей», 17.04.2007
- Сергей Женовач ходит Гоголем, Роман Должанский, «Коммерсант», 17.04.2007
- Сергей Женовач стал нашим всем, Мария Синельникова, «Коммерсант», 16.04.2007
- «Самое опасное превратиться в производство», «Коммерсантъ-Weekend», 13.04.2007
- Определенный расклад ума, Роман Должанский, «Коммерсантъ-Weekend», 13.04.2007
- Играем по-новому, Елена Груева, «Ведомости-Пятница», 6.04.2007
- Спектакли: «Игроки», «Независимая газета», 6.04.2007
- Сергей Женовач: «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь», Ольга Романцова, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 10.01.2007
- «В театре нельзя клясться в верности на всю жизнь», Ольга Романцова, «Газета», 25.12.2006
- Латвию оккупировала белая гвардия, «Телеграф, ежедневная газета Латвии», 21.11.2006
- На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Свет художественности, 2006
- Русский свет, 2006
- Мирные дни, Павел Руднев, «Ваш досуг», 29.04.2004
- Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, «Труд», 10.04.2004
- Турбины первые и последние, Дина Годер, «www.russ.ru», 8.04.2004
- Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, «Культура», 8.04.2004
- А абажур висит, «Итоги», 6.04.2004
- Люди чести, Александр Соколянский, «Время новостей», 5.04.2004
- Душевная драма, Олег Зинцов, «Ведомости», 2.04.2004
- Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, «Газета.Ru», 2.04.2004
- Спрятаться негде, Нина Агишева, «Московские новости», 2.04.2004
- Счастье хорошо, а правда хуже, Глеб Ситковский, «Газета», 2.04.2004
- Без черного снега, Елена Ямпольская, «Русский курьер», 1.04.2004
- Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, «Коммерсантъ», 1.04.2004
- Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2004
- Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, «Независимая газета», 26.03.2004
- Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, «Где», 25.03.2004
- «Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, «Аргументы и факты», 24.03.2004
- Назад в будущее, Павел Руднев, «Ваш досуг», 22.03.2004
- Пресса о спектакле «Горе от ума» с сайта «Театральный смотритель», 2.11.2000
- Игра в театр, Алена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Не будьте как дети, Марина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- А еще
, Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- «Мастерская» Петра Фоменко, Нелли Пляцковская, «Невское время», 16.03.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Пётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, 1993
- Дар, Наталья Крымова, 1992
- «Владимир…» превосходной степени, Олег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991
- Гоголь из кусочков, Мария Богатырева, «Московский Комсомолец», 24.10.1991
- Фоменки*, Аркадий Островский, «Театр»
Другие статьи: 1 | 2 | 3 |