In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Майя Дороженко
Сергей Женовач
Миндаугас Карбаускис
Прийт Педаяс

Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Фукс
«Вечерняя Москва», 24.04.2007

Лишь оцените красоту игры

Сергей Женовач поставил «Игроков» со вчерашними «Мальчиками»

Ровные ряды одинаковых столов под зеленым сукном, на каждом свечечка, бюст Гоголя — строгость и тишина какой-нибудь Ленинки.
В этом достойном месте умненькие честолюбивые мальчики выстраивают свои фантастические прожекты — как заработать быстро и легко. А главное, красиво. Цель самая благая — «это ведь детям можно оставить!» Их отцы не оставили им ничего, и уповать им не на кого, кроме как на самих себя. Можно довести до совершенства манипуляции с картами, можно построить финансовую пирамиду до небес. Словом, дай русским мальчикам карту звездного неба, и они вернут ее вам исправленной. То ли с Богом захотят потягаться, то ли черта перехитрить.
«Игроки» Сергея Женовача возникли на пересечении двух координат. По вертикали — воспоминания о многолетней кропотливой студенческой работе над «Игроками» со своими педагогами: Петром Фоменко и Розой Сиротой, которая «разминала» роли со всеми звездами БДТ, включая Смоктуновского. Сам Женовач играл тогда Кругеля. По горизонтали — лучший спектакль «Студии театрального искусства» «Мальчики» по «Братьям Карамазовым».
Меньше всего эти «Игроки», жанр которых Гоголь не определил, похожи на «моралите». И больше всего наследуют стилю своих старших братьев — «фоменок» и их виртуозному лицедейству. Ихарев рвется в игру, как гончая, почуявшая след. Ему так не терпится блеснуть своими талантами, что он выдает себя с головой. Глаза горят, пальцы выбивают нервную дробь: «Пожалуйте к столу, господа, карты поданы. Господа, пожалуйте». Но «господа» — Утешительный (Алексей Вертков), Швохнев (Александр Обласов) и Кругель (Григорий Служитель) с аппетитом налегают на балык с икорочкой. У них опыта побольше будет, и судьба-злодейка научила их - одной гениальностью стену не прошибешь, нужно действовать погрубее да поподлее. Со знанием дела обводят они вокруг пальца того, кто превосходит их мастерством, — точно крылья подрезают. И лишь их постаревший коллега Глов-старший (Сергей Качанов, сокурсник Сергея Женовача, тоже игравший в тех знаменитых студенческих «Игроках»), повязанный с этими циничными мальчиками общим грехом и общей «кассой», пытается разбудить их «душу живу». Вроде и юродствует, и подыгрывает своим коллегам-шулерам, но с такой затаенной тоской в глазах, что только слепой не заметит. 
В финале обиженный юный гений Ихарев лезет под стол — точь-точь как в детстве, когда папка за ремень брался. Чтобы вылезти оттуда чуть более умудренным, привитым еще одним вирусом подлости, чуть менее романтичным. А бюст Гоголя, на который талантливый пройдоха Ихарев накинул пальто и шляпу (а художник по свету Дамир Испагилов вычертил подсветкой его черты), похожий на старого нахохлившегося мудреца-попугая, взирает на дела слишком ловких рук и душ человеческих и горько подсмеивается.


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2 | 3


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100