In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Кирилл Вытоптов
Олег Глушков
Николай Дручек
Евгений Каменькович
Вера Камышникова
Алексей Кузмин-Тарасов
Егор Перегудов
Иван Поповски
Сигрид Стрём Рейбо
Виктор Рыжаков

Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Дарья Шмитова
«Российская газета», 9.01.2014

От Сулера до… Фоменко

В «Табакерке» сыграли «Сверчка на печи»

В канун Нового года в «Табакерке» состоялась премьера настоящей рождественской сказки — повести Чарлза Диккенса «Сверчок на печи», прославленной в русском театре именами Сулержицкого, Вахтангова, Михаила Чехова… Накануне премьеры наш корреспондент поговорил с его режиссером, учеником Петра Наумовича Фоменко, Николаем Дручеком. Разговор получился не только о Диккенсе…

Расскажите, почему выбор пал именно на эту повесть-сказку?

Николай Дручек: Название это сидело у меня в голове давно. Я давно хотел сделать такую сказку, где чудо возникает не в связи с волшебством — «лягушка превратилась в царевну», — а в связи с внутренним человеческим поступком относительно самого себя. Я предлагал в Мастерской это название года три-четыре назад, но не случилось, не сложилось что-то. А здесь вот вспомнил, в первую очередь, конечно, потом, что «Сверчок на печи» для «Табакерки», как и для МХТ, — знаковое произведение. Его делал Борис Сушкевич в Первой студии МХТ, с этим спектаклем были связаны главным образом имена Вахтангова, Михаила Чехова… И вот сейчас вдруг так совпало, что мое предложение было озвучено и сразу принято.

Вы работали с новыми для вас людьми. Актеры чувствовали вас? Кто кого «тащил»?

Николай Дручек: Где-то они меня за собой тащат, где-то я их за собой тащу, а всех нас тащит содержание. Когда содержание возникает — возникает обоюдный процесс: «про что» ту или иную сцену делать, ту или иную роль играть и как в связи с этим точнее расположить конфликт, расстановку фигур… Я ставлю для себя какие-то задачи и пытаюсь их ими заразить. Именно не результатом, а задачами, которые на данном материале можно решать. Ведущим является этот интерес, а не желание доказывать собственную значимость.

Как вы относитесь к современному театру? Например, к популярному сегодня жанру читок…

Николай Дручек: Ну, по-моему, это к театру не имеет никакого отношения. Есть такое понятие, как перфоманс, есть понятие акции. .. и это понятие из какого-то другого искусства. Спектакли многих, популярных сегодня режиссеров, особенно полюбившихся критике, — это социальные высказывания вроде газетной статьи, и это не плохо — это жанр, а у театра объятия широкие. .. Но неправильно, когда из этого строят философские конструкции, путают этим очень. И еще, глобальная проблема — это условия, в которые ставится театр, с точки зрения экономики. Театру нужно зарабатывать деньги, я это понимаю, и с этим связаны самые мощные перекосы. Редкий театр может себе позволить длительную работу над каким-то текстом. Вот Яновская, например, может! Но там артисты идут на внятную ситуацию маленьких зарплат и при этом не рассчитывают на непременный успех у зрителя. Знаете, Константин Сергеевич Станиславский формулировал, что подлинная игра артиста должна не развлекать публику, а западать глубоко в душу. Понятно, что кто-то может работать полгода и ничего не сделать. Но возможность такую людям надо давать.

Женовач это делает. А МХАТ — абсолютное производство. Фабрика. Кто сейчас выкручивается? Юрий Погребничко — очень маленький театр. Но тоже живут.

Сейчас все чаще говорят о тенденции превращения «театра-дома» в свободные площадки…

Николай Дручек: Ну это вообще катастрофа. Абсолютное разрушение русского театра. Абсолютное. Мало того, это политика. Разрушение «театра-дома» — это директорское зарабатывание. Отбивание денег у театра. А русский театр с нашей традицией, с нашими знаковыми личностями, которые дали всему актерскому миру школу — они же родили все это. Они же имели возможности, государство их как-то поддерживало. И не ставило знак равенства между театром и фабрикой. Почему-то — могли?

Кстати, что происходит с вашим МОГТЮЗом? Вернетесь ли в Царицыно?

Николай Дручек: Мы уже переехали. Но здание еще не принято, и ни афиши, ни названия театра, ни нужного технического обеспечения, даже вентиляция под вопросом… Театр-то переехал, но, видимо, мы там не одни будем жить — роскошно слишком позволить, рассуждает руководство области, чтобы в театре находился театр, да еще в таком привлекательном месте — рядом с «откультуренным» парком. Так что превратят театр с 85-летним стажем в прокатную коммуналку.

Петр Наумович Фоменко был вашим учителем, вы близко знали его. Как он вам вспоминается сегодня?

Николай Дручек: Кратко рассказать невозможно. Непростой он был. Очень. Он ставил артиста на вершину. Очень большое внимание тратил на каждого, с кем хоть как-то соприкасался. Подлинное такое, трудное. Честное внимание. Он любил жить, жизнь. И какими-то он владел… простыми человеческими ценностями. Бесстрашие. Преданность. Ответственность. Труд. Дружба. Любовь. И они у него были ясными, незамутненными. Безусловно, он и сомневался, и рефлексировал, но всегда на выходе у него была ясность. Поразительная. Он в зародыше понимал, где предательство, где кокетство, где скользкость… А все вместе это сочеталось в нем с абсолютным авантюризмом. Но это такое, вот знаете… Эх, натура!


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100