|
Ольга Егошина «http://kommersant.ru», 17.09.2015 Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыВ биографии каждого театра есть события, которые на долгое время определяют его облик и путь. И в истории театра множество таких знаковых дат и событий.
Начало. «Волки и овцы» Когда-то Немирович-Данченко в шутку, но и всерьез настаивал: «Художественному театру бабушка ворожила!» «Мастерской П. Фоменко» ворожил дедушка, и красавец дедушка. В 1988 году Петр Фоменко набрал в ГИТИСе актерско-режиссерский курс, включив в него и абитуриентов со школьной скамьи, и людей после армии, и даже актеров, уже начавших работать на профессиональной сцене. В педагоги позвал также художников разных: Сергея Женовача, Евгения Каменьковича, Ольгу Фирсову, Сусанну Серову. Первый же показ «Двенадцатой ночи» на втором курсе немедленно прославился не только среди студенческой театральной аудитории. В трехчасовом спектакле студенты пели песни, написанные Сергеем Никитиным, легко читали шекспировский текст в переводе Давида Самойлова. Сестры-близнецы Кутеповы играли Виолу и Себастиана, томилась обворожительная Оливия — Галина Тюнина, а печальный шут Фесте — Карэн Бадалов гарцевал на унитазе… Потом были «Владимир III степени» по Гоголю, поставленный Сергеем Женовачем и поэтическое «Приключение» Марины Цветаевой в постановке Ивана Поповски (об обоих спектаклях подробно писала театральная пресса). Наконец, «Волки и овцы» Петра Фоменко явили Москве новый театр. Петр Фоменко взял плотную материю пьесы Островского «на просвет». Там, где привыкли искать быт, он открыл музыку. Возникало странное чувство, что приземленная речь героев «московского Мольера» звучит почти как белый стих. А герои Островского вдруг обрели воздушную походку-полет. И манера игры была такая — полетная. Самочувствие «человека показывающего» было очень важным самочувствием «фоменок» периода института. Оно расковывало студентов-учеников: они не только играли своих героев, но и чуть-чуть показывали, как можно их играть (так Вахтангов, показывая бильярдиста, легко клал шар за шаром в лузу, а потом признался, что вообще-то в бильярд играть не умеет). Легкие, кружевные «Волки и овцы» оказались спектаклем-знаком, спектаклем с длинной биографией.
Рождение театра. «Семейное счастие» 27 июля 1993 года мэр города Москвы подписал документ о создании нового театра «Мастерская П. Фоменко». Месяц как истек последний (бонусный) пятый год обучения курса, который ректор ГИТИСа предоставил студентам Петра Фоменко, рассчитывая на успех хлопот всех фей крестных: от Олега Табакова до Михаила Ульянова и Марка Захарова. Свершилось. Правда, никакой площадки театру не предоставили (Дом актера выделил девятиметровую комнатку № 369 под офис и еще одну — для хранения реквизита). Началась пятилетняя скитальческая жизнь по сценам Москвы и по зарубежным гастролям — от Прибалтики и Украины до Франции и Швейцарии. Из репертуара ушла часть студенческих постановок, и появились новые, срепетированные в «походных условиях». В состав участников влился новый гитисовский выпуск Фоменко. Наконец, в 1997 году театру передали помещение по адресу Кутузовский проспект, 30/32, которое раньше занимал кинотеатр «Киев». После двухлетнего ремонта в декабре 1999 года в нем и сыграли первую премьеру — «Варваров» Горького в постановке Евгения Каменьковича. Начался самый счастливый период жизни — период высокого «до». Два вытянутых пеналами зала были неудобны. Две толстые белые кургузые колонны приходилось «вписывать» в любое декорационное решение. Шум построенного рядом Третьего транспортного кольца влетал в окна. Но все эти «глупости и мелкие злодейства» с избытком покрывались счастьем наконец-то обрести свой дом, азартом работы, студийным самочувствием общей жизни (даже отдыхать в летние месяцы ездили все вместе, как будто за сезон не успевали пообщаться вдоволь). И в названиях спектаклей тех лет недаром замелькало слово «счастье»: «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие». А в интервью Фоменко назвал самым необходимым качеством режиссера «ощущение радости бытия». Толстой в раннем романе «Семейное счастие» относился к своим героям пристрастно: то с ненавистью, то с брезгливостью, то с любовью. Фоменко разглядывал толстовских персонажей с бережной нежностью. Теплый свет заливал сцену. Небольшое пространство казалось одушевленным: оно так же менялось и жило, как жили и менялись толстовские герои. Сергей Тарамаев касался Маши — Ксении Кутеповой, точно трогал бабочку,— боясь смять пыльцу. Сентиментальность снималась нежной иронией. Петр Фоменко смотрел на героев Толстого, как умудренный странник смотрит в окно чужого дома на играющих детей: как славно, что в мире есть место и этому чуду!
Новая сцена. «Бесприданница» «Мастерская П. Фоменко» на театральной карте Москвы заняла свою уникальную нишу — любимого театра. Никого не смущали тесные залы-щели и неизбежные колонны, которые превращаются то в вишневое дерево, то в античный дворец. В 2002 года появилось решение о строительстве нового здания для театра аккурат через дорогу от бывшего здания «Киева» прямо на склоне Москвы-реки. Архитектурный проект долго создавался (в 2006 году он получил престижную архитектурную премию «Золотое сечение» в номинации «Лучший архитектурный проект»). Надолго растянулись тяжбы с жильцами, протестующими против «гнезда порока» под их окнами, к тому же загораживающего вид на Москву-реку… Мэрия предложила Петру Фоменко въехать в здание «Школы драматического искусства», которую покинул ее основатель Анатолий Васильев. Фоменко отказался. И в декабре 2007 года, не дожидаясь окончания отделочных работ в остальном здании, Петр Фоменко перенес на новую большую сцену репетиции «Бесприданницы» Островского. Премьера была сыграна 5 января 2008 года. В заглавной роли — Полина Агуреева. В центре постановок Петра Фоменко — всегда женщина, что редко встречается в драматическом театре и широко распространено в балете. Золотистое сияние идет от них со сцены, заставляя любого зрителя поверить, что «вечная женственность» — это не миф, а просто актриса. В «Бесприданнице» вместе с Ларисой на сцену входило предчувствие беды. «В ней же совсем нет этого житейского!» — вздыхает Кнуров. И впрямь: нету! Она так доверчива, что невозможно вынести. «Бесприданница» — из цикла мрачных пьес. Тут не только девушку губят, но жизнь никому не задалась. Мутит Паратова от невесты с приисками. Саднит поздняя страсть Кнурова. Все расчеты Огудаловой пошли прахом. Погубил свою жизнь самолюбивый дурак Карандышев. И избыточная графичная рамочная красота спектакля только подчеркивала эту горькую саднящую ноту: «Того, что было, не вернешь, Дубовый стол, в солонке нож, И вместо хлеба — ёж брюхатый; Хотели петь — и не смогли, Хотели встать — дугой пошли Через окно на двор горбатый».
Обновление. «Театральный роман» В 2007 году «Мастерская П. Фоменко» объявила набор на стажерский курс. Из сотен претендентов (все уже имели театральное образование и опыт работы в разных театрах) были отобраны 17 актеров, три режиссера и один сценограф. Через несколько лет набор был повторен. По мнению Фоменко, театру необходим постоянный приток свежей крови, свежих идей и молодой энергии. Достоевский, Бродский, Ионеско, Набоков, Мрожек, Борис Рыжий, Мандельштам, Тургенев — авторы, к которым обратились в обновленной «Мастерской». Практически сразу стажеры и «старики-основатели» стали работать рядом. В стажерскую постановку «Сказки Арденнского леса» по просьбе Фоменко включились опытные актеры. В своей работе над «Улиссом» Евгений Каменькович задействовал и старших, и младших. Последним спектаклем Петра Фоменко оказался «Театральный роман» по Михаилу Булгакову, где сосуществование «основателей» и молодежи станет предметом сценической рефлексии. Закономерно, что на сцене ассоциации возникали скорее с «Мастерской» десятых годов нашего века, чем с Художественным театром начала века прошлого. У Петра Фоменко настоящая храбрость неотрывна от самоиронии, в его театре умеют смеяться над собой. Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина вышли в ролях секретарш Ивана Васильевича и Аристарха Платоновича — знойная мечта Августа Менажраки и томная Поликсена Торопецкая. Их конторские столики были расставлены по углам авансцены, у каждой — свой личный театральный бог. Максим Литовченко играл Ивана Васильевича одновременно похожим на восковую фигуру Станиславского (точь-в-точь экспонат, сбежавший от мадам Тюссо) и на самого основателя и худрука «Мастерской» с его неожиданными перепадами настроения, ребячливой хулиганистостью и гениальной интуицией. «Как я угадал! Как я все угадал!» — печально и потрясенно повторял Максудов — Кирилл Пирогов, ставший соавтором постановки…
После Мастера. От «Улисса» до «Сна в летнюю ночь» В двухтомном собрании сочинений театральных рецензентов о «Мастерской П. Фоменко» во вступительной статье Анастасии Сергеевой ко второму тому сказано кратко: «Самое страшное, что могло произойти, произошло: мы остались без своего Мастера». 9 августа 2012 года, казалось, оборвалась жизнь театра. Петр Фоменко был для «Мастерской» гораздо большим, чем учитель и создатель. Он был ее автором. Его ритмы определяли ход жизни, его воля направляла, его интуиция вела. Пришлось учиться жить заново. Евгений Каменькович, ставший художественным руководителем «Мастерской», открыл первый сезон без Фоменко премьерой «Дара» по Набокову. Давнее театральное правило — сцена лечит не только от болезни, но и от горя. И все-таки казалось, что из «Мастерской» ушло ощущение легкости, тайная радость свободного полета. «Сон в летнюю ночь» режиссер Иван Поповски репетировал долго, мучительно. А премьера вышла радостной, легкой, на удивление счастливой. Движущиеся черно-белые полотнища стали волшебным лесом. Прислужницы Титании зависли над сценой подобием гигантских светлячков. Гибкий Робин — Амбарцум Кабанян загадочным образом оказывается одновременно на самых разных концах сцены, получая пощечины и поцелуи от окончательно одуревших юных влюбленных. А честные ремесленники, чтущие свое театральное ремесло, упрямо идут к заветной цели — сыграть перед Герцогом свою «Прежалостную комедию о любви». И танцующий воздух веселого мастерства наполняет легкие актеров и зрителей.
О проекте ВТБ традиционно поддерживает крупные проекты и организации в сфере культуры и искусства. Постоянными партнерам Банка всегда были и остаются российские театры, в частности «Мастерская П. Фоменко», один из самых популярных московских театров. ВТБ и «Мастерскую П. Фоменко» связывают давние партнерские и дружеские отношения: при непосредственной поддержке банка театр построил сцену на набережной Шевченко, организует ежегодные гастроли. Это партнерство позволяет театру долгие годы сохранять лучшие исполнительские и режиссерские традиции российской сцены.
Источник: Зеркало сцены — совместный проект ИД «Ъ» и банка ВТБ
Другие статьи- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?, Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шума, Елена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!, Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской Фоменко, Татьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезона, Настя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду», Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для ума, Игорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад», «The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрыт, Рита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальный, Полина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко, Александра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана Поповски, Елена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания», Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумрака, Лариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понять, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей веки, Марина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра Фоменко, Юлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемся, Марина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающих, Елена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядя, Inner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана Фрила, Екатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами», Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра Фоменко, Лариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви», Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны», Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночь, Валентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
», Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфы, Ольга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманами, Зоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсия, Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьем, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы», Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночь, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавы, Мария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?, Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское барокко, Павел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побег, Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы», Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людей, Антон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…», Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу Шекспиру, Григорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь», Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?, Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сцену, Артём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии, «http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковины, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Чепуха, Ася Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!, Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не снилась, Маргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского Кота, Елена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы Зазеркалье, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смыслов, Алла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком кино, Ольга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурда, Марина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектов, Марина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекциях, Майа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса Зазеркалья, Ольга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на Кутузовском, Ада Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле», Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустя, Алексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурда, Елена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре Камбуровой, Ольга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без слов, Екатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформанс, Елена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок», Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львов, Ольга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красиво, Глеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулки, Ольга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского леса, Елена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизнь, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка., Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой, Алиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА? ГОДА. ..», Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. Камбуровой, Вячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкой, Ирина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизации, Павел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакль, Марина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tour, Лев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человека, Анатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче», Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. .., Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски., ««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из Москвы, Симон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена года, Борче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магия, М. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувств, Нина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметь, Пелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театра, Анастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полета, Наталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. Успех, Ксения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корриде, Дмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно», Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона Хозе, Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. .., Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбке, Ольга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встреча, Екатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театр, Петр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполнении, Екатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутили, Ирина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрусталь, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье, «Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановки, Лильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяжения, Сребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои Бузалковской, Лильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой, ««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз, ««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги», Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогом, Ирина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди нас, Григорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных, «Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожеству, Майя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоят, Олег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппа, Алена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотика, Ольга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцерита, Александр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носороги, Глеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идет, Марина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает Малера, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент», Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- Зелененький, Влада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсента, Светлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсента, Александр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент», Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змия, Мария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
, Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсент, Олег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый свет, Глеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея», Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествием, Дина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и Грезами, Людмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть, ««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная сила, Майя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не пойму, Оксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум., Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены Камбуровой, Андрей Лавров, «Эспрессо итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана Поповски, Григорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
», Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы?», Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариант, Ольга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости муз, Елена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любви, Ольга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помеха, Аркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдром, Елена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и? только для своих, Тамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение кукол, Александр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993
- Театр от Фомы, Юрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчике, Ирина Лукьянова, «Молодежь Московии»
- Грезы четырех нимф, Ольга Галахова, «Дом актера»
- Во сне я горько плакал, Елена Дьякова, «Новая Газета»
- Романтизм за занaвеской, Любовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |