|
Игорь Вирабов «Российская газета», 29.05.2023 Пищик для умаКакую я вчера пьесу смотрел в театре, очень смешно. Конечно, мог бы это сказать и я, но это произнес со сцены Ермолай Лопахин — куда мне до него. Он посмотрел шекспировского «Гамлета» — там, если помните, «не пей вина, Гертруда», «быть или не быть», и вся эта семейная возня у трона кончилась совсем печально. А я смотрел историю, где этот самый авторитетный предприниматель Лопахин, скупил вишневый сад своих бывших хозяев, семьи Раневских, на сцене «Мастерской Петра Фоменко» — и финал здесь, как известно, тоже мелодраматический.
Но помещица Любовь Раневская, еще не зная, что Лопахина развеселил трагический Шекспир, в ответ заметила, конечно, справедливо: «И наверное, ничего нет смешного. Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя».
В чем дело? Все-таки смеяться или нет? А дело в том, что тень смешного «Гамлета», как ключ, приоткрывает потайную дверцу к чеховской комедии «Вишневый сад».
Но надо начинать с того, что подхожу к театру — на афише вижу маркировку «18+». Пьесе 120 лет, со сцен не сходит, с незапамятных времен ее изучают старшеклассники — а на спектакль нельзя?
Быть может, режиссер не отказал себе ни в чем, представив экстрасовременный взгляд на Чехова, навязшего в зубах? Разочарую сразу: Чехову ничего не приписали, не дорисовали. Тексту, до ремарок автора, строжайше следует в спектакле режиссер Иван Поповски, один из самых ярких и верных фоменковских учеников.
У Чехова вишневый сад присутствует, как у Шекспира — тень отца Гамлета. Он есть, хотя его тут нет. Так что вишневый сад в спектакле — и играющие занавески, и оркестрик — четыре скрипки, флейта и контрабас, даже зловещее пятно, рояль в глубине сцены. Можно сказать, что декорации скупы, но они при этом обволакивают сцену: нет перегородок, но вот здесь, понятно, детская, в которой, впрочем, нет детей, здесь закоулочки, в которых на бегу поприжимаются и разбегутся парочки, а там они перетекают в зал, где танцами отпразднуют свою вишневую печаль.
Принято считать, что время — главный узел, контрапункт сюжета. Группе нерациональных персонажей, не желающих расстаться с прошлым, противостоит другая группа, возбужденная и постоянно говорящая про будущее время. Но если вслушаться, но если присмотреться? Обаятельный Рустэм Юскаев играет Гаева, брата Раневской. Он вполне разумен, чтобы ухмыльнуться над самим собой. Клянется как-нибудь решить проблему с кредиторами, на суд отправился — тем временем трудоустроился, нашлось местечко в банке. После суда вернулся с разносолами, смахнул слезу — он столько выстрадал! — и вдруг услышал стук любимого бильярда: и печаль с лица как ветром сдуло. Прошлое, конечно, хорошо, но весь он в настоящем, просто он такой, традиционно либеральный, и останется таким всегда, и смена вех тут ни при чем.
А что Раневская? Галине Тюниной настолько, кажется, к лицу насмешливая сухость, виноватая веселость героини, даже если ей приходится все время искренне томиться. Страдает? Ну конечно: продавайте и меня вместе с садом. Так любит родину, что плачет, глядя из вагонного окошка. Чем не Гертруда, не Шекспир? Но! Одна деталь у Чехова, одно признание: ей в эти дни прекрасно спится. И чаще, чем на сад, она посматривает в телеграммы из Парижа и летит скорей к парижскому мучителю.. При этом все-таки она живее всех живых, она умна и обаятельна и трезво мыслит. А что не слушает разумного Лопахина — так попросту не хочет слышать. Он для нее непривлекателен.
Чехов просил актеров играть Лопахина помягче, поинтеллигентней, у него и пальцы тонкие, как у артиста, и, пожалуй, он таким и вышел в «фоменковском» спектакле у актера Дениса Аврамова. Лопахин — олицетворение всего передового, нового, которое сметает прошлое. Но ведь он как раз весь в прошлом, как никто. Его не оставляют детские воспоминания о прекрасной барыне Раневской — фрейдисты могут тут торжествовать — она когда-то сказала ему «не плачь, до свадьбы заживет». Ей он выдал наконец все, что глубоко внутри сидело: был он крепостным, никем, а стал теперь хозяин жизни. И между строк осталось: неизвестно ведь, куда Раневская денется, когда в Париже деньги кончатся. Тоже знакомый, вечный, современный тип.
Метод Лопахина — предвестник будущего, скажем, он засеял мак, с ним нет возни, по-быстрому срубил 40 тысяч. По-быстрому порубит сад и распродаст участки дачникам, с которых поимеет свой доход. И будет рассуждать: люди какие-то вокруг в стране России «существуют неизвестно для чего». «Скорее бы изменилась наша нескладная жизнь». Конечно, у Лопахина изменится. Знакомо?
Петя Трофимов в пьесе говорит: Лопахин — хищный зверь, перешагнет через любого, невзирая на вишневые сады. Артисту Федору Малышеву интересны, по его признанию, персонажи на переломе времен: «Как не потерять себя в момент, когда весь мир меняется». Его герой прощается со старой жизнью, приветствует новую, а что это? Это когда все перестанут восхищаться собой и станут, по его словам, работать. Что же касается любви — мы, говорит он, выше этого. И не говорите, что не видите вокруг себя таких сегодня, в наши дни. Есть еще девушки, которым хочется любви и колется, они в спектакле как веретено, связующие нити. Дочка Раневской Аня (Александра Кесельман), «ребенок, веселый до конца». Приемная дочь Варя (Мария Андреева) ничего не ждет от Лопахина, и все ее мечты — «так бы все ходила по святым местам». Готовая на все Дуняша (Екатерина Смирнова), «такая деликатная девушка, ужасно любит нежные слова», ждет, что Яша ей напишет из Парижа. Яша лакей, но говорит как прогрессивный релокант: «Здесь не по мне, не могу жить… ничего не поделаешь. Насмотрелся на невежество — будет с меня».
Есть «двадцать два несчастья» Епиходов (Никита Тюнин) — уронил букет, споткнулся, опрокинул что-то, кий сломал — в сущности несчастий никаких. Туманный персонаж — экстравагантная Шарлотта (Дани Каган), тень Раневской, здесь чревовещает и показывает фокусы, театрально покачала узелок, похожий на ребенка в пеленках, и тут же бросила. И Фирс, конечно. У Кирилла Пирогова это персонаж совсем не выживший из ума старик, страдающий по крепостническому времени, когда всем дали «волю». Он на самом деле здешний Йорик. Как ни парадоксально, он как раз счастливей всех: прожил жизнь в сознании любви. В спектакле все ужасно обаятельны. И драма здесь не в переломе времени, а в повседневном узнаваемом течении его. Герои, как глухие, говорят друг с другом каждый о своем. У каждого свой мир и свой вишневый сад. Спектакль взрывается в финале — взлетевший было рояль со страшным грохотом обрушился на сцену. Почему комедия? А потому что то, что не смешно, обыденно, на самом деле вечный, беспрерывный фарс, отсутствие любви и томление духа. Что означает, в сущности, знаменитая чеховская фраза, что «в человеке все должно быть прекрасно»? Несбыточное. Мы то знаем: прекрасно бывает все только в ботах, искусственных помощниках, которые нам отвечают в телефонах. Хотите этого — нажмите кнопку 2, того — нажмите 5. Прекрасней некуда. Комедия у Чехова в любые времена будет про нынешнее время.
P.S. А знаете, ведь почему-то все забыли: кто в «Вишневом саде» оказался главным победителем? Помещик Симеонов-Пищик. Лебезил, выпрашивал у всех подачки и уверял, что род его произошел от лошади, которую Калигула привел в сенат. Артисту Олегу Ниряну приделали большой живот и бедра. Есть у поэта Элиота такая «песнь любви»: «Нет, я не Гамлет и не мог им стать, / я из друзей и слуг его, я тот, / кто репликой интригу подтолкнет…» Это, пожалуй, и про Пищика. В финале пьесы оказалось: под шумок он первый продал англичанам свой участок с чудо-глиной. Тут есть над чем задуматься. А если в этом и причина странной маркировки «18+»: чтоб школьников не отвлекать, к примеру, от ЕГЭ, отягощенностями чеховского фарса? Другого, каюсь, объяснения я так и не нашел.
Источник: «Российская газета»
Другие статьи- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?, Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шума, Елена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!, Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской Фоменко, Татьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезона, Настя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду», Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизме, Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для ума, Игорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад», «The Vanderlust», 29.05.2023
- Рояль был весь раскрыт, Рита Долматова, «На западе Москвы», 17.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальный, Полина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Каким вырос «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко, Александра Сидорова, «Бизнес FM», 12.05.2023
- Галина Тюнина сыграет Раневскую в премьере Ивана Поповски, Елена Алдашева, «Театр.», 10.05.2023
- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания», Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумрака, Лариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понять, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Поднимите ей веки, Марина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра Фоменко, Юлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемся, Марина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающих, Елена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядя, Inner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана Фрила, Екатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами», Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра Фоменко, Лариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви», Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- Карэн Бадалов: «Во сне мы свободны», Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 11.2015
- Сон в летнюю ночь, Валентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
», Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфы, Ольга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Дыша духами и туманами, Зоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Честно заработанная шестипенсия, Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 08.2015
- Укол счастьем, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы», Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночь, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавы, Мария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?, Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское барокко, Павел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побег, Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы», Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людей, Антон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…», Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу Шекспиру, Григорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь», Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Где эта девочка, где этот дом?, Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 12.03.2014
- Русская классика завоевывает хорватскую сцену, Артём Румянцев, «Трибуна», 24.10.2012
- Спектакль Ивана Поповски стал лучшим в Хорватии, «http://www.teatral-online.ru», 24.10.2012
- Петр Фоменко: сороковины, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Чепуха, Ася Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Сказка, просто сказка!, Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не снилась, Маргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского Кота, Елена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы Зазеркалье, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- «Алиса» без лишних смыслов, Алла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком кино, Ольга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурда, Марина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектов, Марина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекциях, Майа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
- Фокусы и чудеса Зазеркалья, Ольга Егошина, «Новые Известия», 21.06.2010
- Безумное чаепитие на Кутузовском, Ада Шмерлинг, «Известия (Неделя)», 18.06.2010
- Иван Поповски: «Стремлюсь, чтобы волшебство было в каждом спектакле», Светлана Полякова, «TimeOut», 24.05.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустя, Алексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Энциклопедия абсурда, Елена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- «Времена
года
» в Театре Камбуровой, Ольга Фукс, ««Вечерняя Москва»», 9.02.2009
- Тайны без слов, Екатерина Кретова, ««МК»», 27.01.2009
- Вокально-инструментальный перформанс, Елена Ковальская, ««Афиша»», 20.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок», Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Герои против плюшевых львов, Ольга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Во-первых, это красиво, Глеб Ситковский, ««труд»», 14.01.2009
- Сезонные прогулки, Ольга Егошина, ««новые известия»», 13.01.2009
- Партизаны Арденнского леса, Елена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Театр жизнь, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Времена, года и музыка., Марина Мурзина, ««Планета красота»», 01.2009
- «Времена
года». Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой, Алиса Никольская, ««Кинопарк»», 12.2008
- «ВРЕМЕНА? ГОДА. ..», Марина Гаевская, «Театральная афиша», 12.2008
- «Времена
года
» в Театре музыки и поэзии п/р Е. Камбуровой, Вячеслав Шадронов, «http://users.livejournal.com/_arlekin_/1271168.html», 21.11.2008
- Путешествие по времени. С музыкой, Ирина Шведова, ««Московская правда»», 12.11.2008
- Красота против цивилизации, Павел Руднев, ««Независимая газета»», 10.11.2008
- Демисезонный спектакль, Марина Шимадина, ««КоммерсантЪ»», 17.10.2008
- Magical mystery tour, Лев Семёркин, «www.teatr.ru», 16.10.2008
- Жизнь человека, Анатолий Фанталов, «www.teatr.ru», 15.10.2008
- Иван Поповски: «Сегодняшние Времена года звучали бы еще жестче», Ольга Фукс, ««Культпоход»», 10.2008
- Совершенная магия, иллюзия, фантазия. .., Александра Бошковска, ««Дневник»», 7.08.2008
- Билетов не достать. О спектакле-волшебстве Поповски., ««Нова Македония»», 5.08.2008
- Блистательное выступление театра Елены Камбуровой из Москвы, Симон Илиевски, ««Вестник»», 5.08.2008
- Вневременные времена года, Борче Грозданов, ««Вечер»», 5.08.2008
- Ошеломляющая театральная магия, М. Зафировска, ««Весть»», 5.08.2008
- Театр новой эры упоение чувств, Нина Кепеска, ««Время»», 5.08.2008
- «Концерт без слов» заставил публику онеметь, Пелагия Младеновска, ««Шпиц»», 5.08.2008
- Бацилла театра, Анастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Попытка полета, Наталья Старосельская, ««Страстной бульвар, 10»», 01.2008
- Елена Камбурова. Успех, Ксения Ларина, «Эхо Москвы», 16.04.2007
- Двое на корриде, Дмитрий Морозов, «Культура», 5.04.2007
- Иван Поповски: «Разгадать Кармен невозможно», Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Несчастная доля Дона Хозе, Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 30.03.2007
- Эти глаза напротив. .., Марина Гайкович, «Независимая газета», 20.03.2007
- Дон Жуан в юбке, Ольга Романцова, «Новые Известия», 19.03.2007
- Только раз бывает в жизни встреча, Екатерина Кретова, «Московский Комсомолец», 19.02.2007
- Дирижерский театр, Петр Поспелов, «Ведомости», 16.02.2007
- Римский-Корсаков: опера «Царская невеста» в концертном исполнении, Екатерина Бирюкова, «Афиша», 6.02.2007
- Господа пошутили, Ирина Алпатова, «Культура», 23.11.2006
- Сталь и хрусталь, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 22.11.2006
- Семейное счастье, «Итоги», 13.11.2006
- Мощная энергия и великолепные постановки, Лильяна Мазова, ««Дневник», Македония», 26.07.2006
- На сцене я побеждаю силу земного притяжения, Сребра Пашовска, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Охридское лето, ««Дневник», Македония», 19.07.2006
- Русские музыкальные одиссеи Ивана Поповского и Зои Бузалковской, Лильяна Митевска, ««Вестник», Македония», 15.07.2006
- Большая программа Московского Театра Елены Камбуровой, ««Дневник», Македония», 15.07.2006
- Грёзы в сотый раз, ««Россия»», 8.06.2006
- По улице ходили «Носороги», Любовь Лебедина, «Труд», 22.03.2006
- Не шутите с носорогом, Ирина Алпатова, «Культура», 16.03.2006
- Носороги среди нас, Григорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- В мире животных, «Итоги», 13.03.2006
- Сопротивление носорожеству, Майя Стравинская, «Коммерсант», 10.03.2006
- Носороги беспокоят, Олег Зинцов, «Ведомости», 10.03.2006
- Вирус носорожьего гриппа, Алена Карась, «Российская газета», 7.03.2006
- Рогатая экзотика, Ольга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Бактерия риноцерита, Александр Соколянский, «Время новостей», 7.03.2006
- Все мы немножко носороги, Глеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Носорог-рог-рог идет, Марина Давыдова, «Известия», 6.03.2006
- Джаз побеждает Малера, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 6.02.2006
- «Абсент», Марина Гаевская, «Театральная Афиша», 12.2005
- Зелененький, Влада Гончарова, «TimeOut», 12.09.2005
- Океан очарования и
абсента, Светлана Осипова, ««Театральная касса»», 09.2005
- Любители абсента, Александр Черный, ««Московские новости»», 8.07.2005
- «Закажите мне мартини и абсент», Ирина Шведова, ««Московская правда»», 8.07.2005
- Зеленые феи в плену у зеленого змия, Мария Зерчанинова, ««Вечерняя Москва»», 1.07.2005
- Когда-то в Париже
, Аркадий Петров, ««Культура»», 30.06.2005
- Фокстрот, канкан, абсент, Олег Зинцов, ««Ведомости»», 29.06.2005
- Летя на зеленый свет, Глеб Ситковский, ««Газета»», 21.06.2005
- Кабаре «Зеленая фея», Ольга Романцова, ««Досуг и развлечения»», 16.06.2005
- Затишье перед нашествием, Дина Годер, ««Русский журнал»», 30.05.2005
- Между Абсентом и Грезами, Людмила Милькова, ««Удобная газета»», 24.05.2005
- Зелен, аж жуть, ««Итоги»», 19.04.2005
- Абсент страшная сила, Майя Стравинская, «Коммерсантъ», 6.04.2005
- То ли явь, то ли сон, не пойму, Оксана Мерзликина, ««Московская правда»», 5.03.2004
- Грезы. Постскриптум., Юлия Маринова, ««Театральная жизнь»», 06.2003
- «Грезы» в театре Елены Камбуровой, Андрей Лавров, «Эспрессо итальянская газета в Москве», 15.05.2003
- Стихи и мечты Ивана Поповски, Григорий Заславский, «Независимая газета», 18.04.2003
- Ах, эти «Грезы
», Геннадий Демин, ««Литературная Газета»», 5.03.2003
- «Ах, эти Грезы?», Кира Владина, «Литературная Газета», 5.03.2003
- Необычный вариант, Ольга Романцова, ««Политбюро»», 24.02.2003
- Шалости муз, Елена Губайдуллина, ««Ваш Досуг»», 3.02.2003
- Воплощенные грезы любви, Ольга Кучкина, ««Комсомольская правда»», 2003
- Фламенко Шуберту не помеха, Аркадий Петров, ««Вечерняя Москва»», 2003
- Балканский синдром, Елена Ковальская, «Афиша», 24.06.2002
- Спектакли для всех и? только для своих, Тамара Сергеева, «24», 1.11.1994
- Вознесение кукол, Александр Соколянский, 1994
- Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993
- Театр от Фомы, Юрий Зерчанинов, 1993
- «Грезы» в балаганчике, Ирина Лукьянова, «Молодежь Московии»
- Грезы четырех нимф, Ольга Галахова, «Дом актера»
- Во сне я горько плакал, Елена Дьякова, «Новая Газета»
- Романтизм за занaвеской, Любовь Авдеева, ««Вечерний клуб»»
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |