|
Елена Дьякова «Новая газета», 1.04.2011 Ретро строгого режимаПрограммка «Пяти вечеров» отпечатана на картонке несгибаемого советского образца: хоть с горки на ней катись за неимением другого веселья. Жесткая и корявая, желтая, серо-бурая, программка не лезет в сумку, топорщится, выпирает. Ощущение у зрителя безошибочное: он держит в руках малую родину. Ежели, конечно, по возрасту помнит этот картон — и магазинные ящики из него.
Помнит людей, которые делали производственную гимнастику под радиорупор. Бежали за ополченской полуторкой. Стояли в блокаде. Растили сирот войны.
И никогда не были в Павловске… хотя, говорят, там очень красиво.
Виктор Рыжаков поставил на Малой сцене «Мастерской Петра Фоменко» спектакль… вот именно: памяти людей, которые-никогда-не-были-в-Павловске.
Но на их плечах и стоим, от них происходим мы, доехавшие аж до виллы Боргезе.
Ретро здесь — не стиль. Скорее, ценность, определяющая оптику взгляда.
…Тамару играет Полина Агуреева. Ильина — Игорь Гордин.
Реквизиту у этих людей немного: фибровый чемоданчик-патефон да высокие белые двери старой квартиры. Да коммунальная вешалка: ее рисует свет по затемненному фону сцены. Под колосниками парит, опускаясь на темечко персонажа, бумажный самолетик, за ним — вырезная салфетка-«снежинка», нестерпимая красота нищих времен.
Закостеневшая в одиночестве, нелепая, угловатая, глухо умотанная в тряпье, Тамара Васильевна делает три наклона влево, три вправо. Как ей дались, чего стоили сороковые-пятидесятые годы — видно без слов, в пластике Полины Агуреевой. Твердого убеждения: «Живу хорошо, не жалуюсь» это не отменяет — те люди как-то умели…
Легендарный фильм «Пять вечеров» был сделан все-таки в тех же временах, пусть на их благополучном излете. Но время ушло за поворот, и в тексте Володина еще резче проступает тема жизней, размолотых временем в прах. Жизней — но не душ.
«Остранение» того времени — в резкой, почти мюзик-холльной пластике актеров (хореография Олега Глушкова). Кровное наше родство с персонажами Володина — в их игре. В коротком полуторачасовом спектакле есть моменты совершенно алмазные.
И лучший — минуты, когда Ильин и Тамара впервые остаются вдвоем.
…Тамара-Агуреева стоит лицом к залу. Ильин-Гордин — за ней. Медленно, не прикасаясь, обводит ладонями контуры ее плеч, талии, всего тела. То ли греется от нее, то ли насыщает своим теплом. И кажется, раскаленным контуром светятся эти сантиметры воздуха между ними.
А Тамару (было ль у них что-нибудь в 1941-м, восемнадцать лет назад?) ломает и бьет. Она не умеет, не знает, не приучена… Судорога одиночества так сходит с нее, как осколки грубой глиняной опоки с металла. И диким голосом Тамара Васильевна, мастер «Красного треугольника», орет в зал «Валенки»: суди люди, суди Бог, как же я любила…
Ильин увлекает ее в глубину, в тень. Высокие белые двери закрываются за ними.
Любовь — и достоинство, самоценность, подвижничество этих (вот уж бедных!) людей (которому совершенно не мешают партбилет и «экран профсоюзных взносов») — работают в полную силу уже на премьере. Не хватало (на премьере, во всяком случае) мужских лейтмотивов и смыслов пьесы Володина. Темы размолотых судеб, отдавших все и вчерную обобранных поколений. Не хватало — на том уровне, которого зритель вправе ждать от Игоря Гордина, одного из умнейших актеров Москвы-2011. И от режиссуры Виктора Рыжакова — после «Кислорода», «Июля», «Сорок первого».
В начале сезона Рыжаков выпустил в М. Х. Т. мощный и яростный спектакль «Прокляты и убиты» по роману В. П. Астафьева. Наверно, лучший свой спектакль на сегодня. И он весь был именно об этом. «Пять вечеров» словно примыкают к нему, образуя дилогию о XX веке. Эпическое и камерное действо дополняют друг друга.
И с «Пяти вечеров» уходишь, бормоча песню из финала спектакля «Прокляты и убиты». Старую, очень русскую и очень народную. «Белеют кресты / Далеких героев прекрасных. / И прошлого тени глядят с высоты, / Твердя нам о жертвах напрасных».
Герои Володина встают в тот же ряд. Их время завершено. Горечь, жалость, родство переданы в театральной дилогии Виктора Рыжакова точно и целомудренно.
Другие статьи- «Пять вечеров» в Мастерской Петра Фоменко, Ольга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера», Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь Володина, Борис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессия, Дарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеров, Алексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Десять главных спектаклей 2011 года, «РИА-Новости», 12.2011
- Пять вечеров, Елена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Шестой вечер, Нина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- Три на четыре, Оксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсах, Мария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров», Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советски, Анастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеров, Елена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сцены, Ксения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеров, Наталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заел, Роман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принцип, Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Игорь Гордин: «Актеру нужно ходить на сторону», Марина Шимадина, «Ваш досуг», 6.04.2011
- Соло на красном треугольнике, Яна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мы, Александра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режима, Елена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах Шагала, Ольга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространстве, Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко», Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессы, Дина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимации, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвке, Антон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр», Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров», «Российская газета», 28.03.2011
Другие статьи: 1 | 2 |