In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Кирилл Вытоптов
Олег Глушков
Николай Дручек
Евгений Каменькович
Вера Камышникова
Алексей Кузмин-Тарасов
Егор Перегудов
Иван Поповски
Сигрид Стрём Рейбо
Виктор Рыжаков

Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Александра Машукова
«Ведомости», 1.04.2011

Такие же, как не мы

Спектакль «Мастерской Петра Фоменко» с участием Полины Агуреевой и Игоря Гордина стал историей про людей из далекой эпох

В программке постановки Виктора Рыжакова под названием значится: «Пьеса Александра Володина, написанная в 1959 году». Ремарка неслучайна: она указывает на то, что, по мнению создателей спектакля, этот хрестоматийный текст — достояние стародавних советских времен, и многое в нем современному зрителю может показаться странным. А значит, к истории, рассказывающей о том, как после семнадцати лет отсутствия Александр Ильин, работающий шофером на Севере, вернулся в Ленинград к своей любимой женщине Тамаре, необходимо найти какой-то особый подход.

В результате пьесу Володина играют вовсе не в привычном для нее ключе психологического реализма, а стремительно и гротескно — так, как могли бы, вероятно, исполнить фарс Мольера. Нет, конечно, тут нет гумозных носов и накладных животов, зато есть утрированные комедийные интонации и физические действия — вроде длинной серии ударов ногой по заду, которые один персонаж наносит другому. Декорация проста, функциональна и остроумна: квадратная поворотная площадка, в центре которой стена с дверным проемом. Актеры активно лазают по стене, качаются на дверном проеме, как на турнике, бегают или боксируют, произнося скороговоркой текст, многие реалии которого для сегодняшнего зрителя, вероятно, и впрямь — как из жизни инопланетян.

Вот, например, как рассказывает о себе Тамара: «За все отвечать приходится: и за дисциплину, и за график, и за общественную работу. Я и агитатор по всем вопросам. <...> Ну, конечно, я член партии. Коммунисту можно потребовать от партбюро. Словом, живу полной жизнью, не жалуюсь».
Подчеркивая временную дистанцию между героями «Пяти вечеров» и публикой, режисер, похоже, ставит спектакль про изломанных системой людей, смешных и трогательных в своей нелепости. Во всяком случае, именно это играет Полина Агуреева. Ее угловатая Тамара, облаченная в глухую, до пят, ночную рубашку, не выходит из зажима даже в минуты счастья; значительную часть времени она говорит с интонацией, в которой причудливо сплавлены бодрость выступающей на трибуне общественницы с напевностью исполнительницы народных песен — тоже советского образца.

Но если герои этой истории должны вызвать у зрителя скорее усмешку, чем сопереживание, — зачем было за нее браться? Вся эта стремительная буффонада имела бы смысл, если бы была уравновешена моментами откровенной, отчаянной лирики: тогда зажатые главные герои становились бы предельно естественными, пробиваясь к себе — настоящим. Но это (и то лишь отчасти) получается только у Игоря Гордина, актера московского ТЮЗа, в последние сезоны вышедшего в ряды театральных звезд. Когда его Ильин валяется на сцене и ведет нетрезвые разговоры с девушкой Катей (этого активно участвующего в воссоединении главных героев персонажа талантливо играет студентка Школы-студии МХАТ Яна Гладких), из спектакля наконец-то улетучивается ироническая отстраненность. И становится понятно, что с 1959 года ничего, в сущности, не изменилось: мужчинам по-прежнему важно, чтобы их не сочли неудачниками, прошлое никогда никуда не уходит, и вся жизнь может перевернуться за пять вечеров.


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100