In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Андрей Воробьёв
Евгений Каменькович

Руководство
Андрей Воробьёв
Евгений Каменькович

У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Наталья Витвицкая
«Forbs Life», 16.10.2016

Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетах

Forbes Life выяснил: хотя в Москве нет ни одного самоокупающегося театра, есть те, кто хорошо зарабатывает и с размахом тратит на постановки

Андрей Воробьев, «Мастерская Петра Фоменко»
За 23-летнюю историю Мастерская Петра Фоменко стала одним из самых известных театров в России и мире. Три спектакля театра удостоены Государственной премии РФ, и можно сбиться со счета, выясняя, сколько у «фоменок» Золотых масок, Хрустальных Турандот, Золотых витязей, Гвоздей сезона и других театральных премий. 
С 2001 года управляет театром Андрей Воробьев. Это при нем театр получил новое здание, а сам Воробьев — звание лауреата премии города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Архитектура» за разработку и реализацию проекта, а также Премию Станиславского за открытие самой сцены.
Воробьев провел капитальный ремонт Старой сцены, поднял зарплаты (средняя, среди основного персонала, — 81500 руб., один из самых высоких показателей). Продажа билетов по всему репертуару — выше 80%. За годы работы Воробьева театр стал вести серьезную книгоиздательскую деятельность и за собственные средства осуществлять стажировку недавних выпускников театральных институтов России. 
Важный момент: в театре все продумано для людей с ограниченными возможностями, — безбарьерный доступ для колясочников, антенны для усиления сигнала слуховых аппаратов, программки, напечатанные на азбуке Брайля. Само собой, это недешево.
В 2015 году Мастерскую субсидировали на 207  047 700 руб., при этом доход от собственной деятельности 220 044 945 руб. В 2016 году субсидии составили 205 223 700 руб., театр предполагает заработать 288 689 602 руб.
«Бюджет зарплат в 1,3-1,5 раза превышает размер государственной субсидии, выделяемой на всю деятельность театра. Размер помощи меценатов каждый год разный. Эти средства расходуются на создание новых постановок, творческие проекты, развитие материально-технической базы театра, социальную поддержку сотрудников», — рассказывает Воробьев. В год театр выпускает 4-5 новых постановок: «Золотое сечение: два спектакля большой формы и две камерных постановки. В прошлом сезоне театр выпустил пять камерных постановок и учебный спектакль, потратив на это больше 35 млн рублей». В среднем, в год театр осуществляет от 5 до 12 гастрольных поездок. В редких случаях организует гастроли сам — в основном, это приглашение стороны, которая оплачивает расходы, в том числе и гонорар, а это около 70% аншлаговой стоимости спектакля в Москве.

Олег Табаков, МХТ им. Чехова
В январе 2000 года, когда Табаков занял пост директора МХТ им. Чехова, заполняемость залов была 42%. Сегодня этот показатель — 99,8%. И дело не только в том, что МХТ — одна из самых технически оснащенных площадок в стране на данный момент. Хотя ремонт проведен действительно капитальный: полностью реконструированы внутренние пространства, заново «сделан» свет, звук, климатконтроль. Плюс открыты еще две сцены — Новая и Малая.
Табаков всё делал по принципу «ничего не делать театру в убыток» — все судьбоносные для театра изменения происходили, не мешая плотному творческому графику (5-7 премьер в год).
В ближайших планах — открытие филиала МХТ на проспекте Андропова. Уже завершен нулевой цикл строительства, открытие запланировано на 2019 год.
«Если он что-то обещал, можно об этом не думать», — говорят про Табакова в его ближайшем окружении. Благодаря железобетонному авторитету директора театр спонсируют Сбербанк, ВТБ24, компания Bosco и Трансмаршхолдинг. Бывают и «разовые» спонсоры. Мебельная фабрика «Мария» обеспечила декорации для спектакля «Иллюзии» Виктора Рыжакова (нужна была мобильная кухня, полностью разборная, но функционирующая: с духовкой, краном, плитой). Однако львиную долю годового бюджета МХТ берет на себя государство. Сегодня это приблизительно 400 млн рублей. Заработок от продажи билетов – тоже около 400 млн рублей. Театр не просто окупает расходы, он зарабатывает.

Кирилл Крок, Театр им. Вахтангова
Шесть с половиной лет назад, до назначения Кирилла Крока директором, состояние дел в театре критики описывали оптимистичным словом «развал». Крок предпочитает называть это «спящим режимом»: «Я оценил состояние как хорошее, — рассказывает он в интервью Forbes Life. — Но в театре было множество неразрешенных организационно-технических проблем, плюс оплата актерского труда и продажа билетов». Крок начал с построения системы реализации билетов – «эти средства можно пустить на увеличение оплаты труда сотрудников, купить новое оборудование сцены, сделать ремонт и многое другое». Что, собственно, и было сделано. Средняя заработная плата при Кроке выросла до 101350 рублей. Это самые большие цифры в отрасли культуры.
Годовой бюджет на 2015 год выглядит так: субсидии на выполнение государственного задания (показ спектаклей и гастролей) – 204 159 000 рублей. Грант Президента – 31 650 000 рублей. На капитальный ремонт театр получил разовую субсидию от государства (около 8 млн рублей). При этом Вахтанговский хорошо зарабатывает: Доход театра за 2015-й составил 525 млн. Это в 2,5 раза больше, чем было получено. Что касается спонсорских денег, то их доля в общем бюджете Вахтанговского театра на удивление невелика — примерно 7 млн рублей в год. А стоимость одной вахтанговской постановки — 10-16 млн рублей.
Среди долгосрочных целей Крока: «Удержать художественный уровень, организовать летние гастроли театра в Америке и принять участие в проекте „Русский театр в Лондоне“. И, конечно, завершить ремонт Симоновского театра, который станет филиалом Вахтангова». Судя по всему, строительство вахтанговской «империи добра» – это не просто абстрактная идея, не раз высказанная Кроком в различных интервью, а вполне реальная и близкая перспектива.

Владимир Урин, Большой театр
Урин вступил в должность директора главного театра страны в июле 2013-го: «Я начал работу со знакомства с людьми, дальше определился с теми, кто составляет ближний круг. Было чрезвычайно важно, чтобы те, кто здесь работает, разделяли мою точку зрения на развитие театра. Часть людей ушла сама. Часть ушла по нашему обоюдному желанию. Большой — это корабль с устоявшимися традициями, как прекрасными, так и не очень. Как всякий живой театр — с проблемами, с замечательными, хорошими, средними и плохими спектаклями». С приходом нового директора сменились и музыкальный руководитель (им стал Туган Сохиев), и руководитель балета (Сергею Филину не продлили контракт, пригласив Махара Вазиева).
Большой театр прописан в госбюджете отдельной строкой: «Конкретные цифры я бы не хотел называть, потому что они год от года варьируются».
Госсубсидии (в бюджете РФ на 2016 год на Большой «выписано» 4,585 млрд руб.) — это только 70% от годового бюджета театра. Что подразумевают остальные 30%? «Одну пятую этих денег мы получаем от спонсоров, а четыре пятых зарабатываем сами», — говорит Урин.  В течение года Большой выпускает восемь премьер. Цена одной постановки — 50 млн рублей. Средняя заработная плата артистов – солистов балета – около 230 000 руб., оперы – 160 000 руб. У кордебалета в среднем — 150 000 руб.
С приходом Урина Большой театр вновь стал воевать с билетными спекулянтами — упорядочили систему организации продажи билетов. «Я часто получаю возмущенные письма зрителей, — говорит Урин. — Мне пишут „Доколе!“. И я абсолютно согласен с ними – доколе! Но приведу пример. В эти дни была продажа билетов на новогодние спектакли балета „Щелкунчик“. Мы, понимая, что будет ажиотаж, мобилизовали охрану, сотрудников полиции и даже ОМОН, который в четыре утра выстраивал очередь. Люди в очереди вели себя предельно неспокойно — только вызов ОМОНа их как-то угомонил. Перекупщиков в очереди было много, но ничего поделать с этим нельзя. Я прекрасно понимал, что эти люди куплены теми, кто занимается перепродажами – в большинстве своем, это студенты. Мы знаем, что они не для себя покупают, но у нас нет права не продать им билет. Нам говорят: продвигайте через интернет. Но и там этот билет найдут перекупщики. В системе, которую предлагаем мы, хотя бы ясно, что рядом с перекупщиками есть большое количество подлинных любителей балета, которые отстояв очередь, смогут попасть в театр. Пока есть дефицит, к сожалению, эта ситуация будет сохраняться».
Директор Большого видит решение проблемы в увеличении цен на билеты, но тут же оговаривается, что у нас в стране она не применима: «Надо сделать цену на билет реальной, соответствующей спросу. Тогда цена на билет будет в два-три раза выше, чем сегодня. Перекупщиков тогда не будет. Люди будут покупать билеты в кассе, и платить за них. Но по социальным и этическим соображениям это невозможно»

Источник: «Forbs Life»


Другие статьи

Другие статьи: 1 | 2


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100