In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Фукс
«Вечерняя Москва», 1.07.2010

Иван Поповски построил для Алисы Зазеркалье

В Мастерской Петра Фоменко режиссёр Иван Поповски выпустил «Алису в Зазеркалье»

Как известно, Чарльз Лутвидж Доджсон, он же Льюис Кэрролл, является одним из основателей математической логики. Тем «страньше» и «чудесатее» выглядят его абсурдистские построения, словесная эквилибристика и фантастическая логика в сказках про Алису. Абстрактное мышление, столь необходимое для математики, отозвалось в литературе самым фантастическим образом. Режиссер «Мастерской Петра Фоменко» Иван Поповски послушался совета писателя не объяснять его выдумки, а задался целью воплотить их на сцене.
Явить миру реальных ШалтайБолтая, Труляля и Траляля, битву Льва и Единорога, поедание устриц, да и само попадание в Зазеркалье в конце концов! Над его воплощением потрудился целый «союз художников» (куда входят даже такие экзотические специалисты, как мастер по светящимся объектам и консультант по иллюзиям), перед которым хочется снять шляпу — более красивого и изобретательного спектакля во всей Москве не сыщешь. Особенно это касается фантастической красоты костюмов сербской художницы Ангелины Атлагич. 
В наших театральных школах режиссеров не особенно-то и учат технологиям чудес — жизнь человеческого духа важнее.
Однако македонец Иван Поповски практически никогда не интересовался бытовым театром: поэзия, опера, музыкальные спектакли в театре Камбуровой (в обозримом будущем — мюзикл, а в мечтах — даже цирковое представление) заставляли его искать соответствующий театральный язык, который усложнялся от спектакля к спектаклю. Кроме того, Поповски всегда интересовался фокусами и шоу иллюзионистов. Разумеется, он вовсю использовал видеопроекции и совершил почти невероятное — реабилитировал этот уже заигранный прием, которым художники и режиссеры часто компенсируют провалы в театральном мышлении. 
В «Алисе» видеопроекции с английскими замками, летающими слонами, подземными рощами корней и курительной трубкой вместо дымовой трубы радуют глаз, как хорошие иллюстрации для детской книжки.
Впрочем, самые лучшие чудеса, как водится, изготовлены на чистом сливочном масле театральных средств. Граница реального и зазеркального мира проходит по колеблющемуся черному занавесу с прорезью — этакий горизонт событий. 
Оттуда же в финале высунется черная невидимая рука и конфискует у вернувшейся Алисы (Вера Строкова) зазеркальный реквизит — королевскую корону.
Морж и Плотник (они же Труляля и Траляля) в исполнении Игоря Войнаровского и Дмитрий Рудкова поедают устриц в исполнении актрис в шляпках-чепчиках с испуганными лицами поедаемого деликатеса; поворот вокруг своей оси — и вот в руках двух обжор пустая шляпа-раковина. У массивного шкафа ловко опускаются створки, Алиса быстро укладывается на полочку, по заднику бежит водная рябь с проплывающими кувшинками — и вот вам, пожалуйста, вид сверху на плывущую лодку готов.
Ностальгические стихи Кэрролла об ушедшем времени и постоянстве памяти, обрамляющие «Алису в Зазеркалье», в спектакль не вошли. Ностальгии в нем нет, как нет и личного сюжета, позволяющего критику бойко сформулировать о чем спектакль. Зато есть абсолютный восторг ребенка, которому позволено придумать, сделать и всласть наиграться в любые самые фантастические игры и игрушки.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100