In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Дьякова
«Новая газета», 2.07.2010

«Фоменки» завели Чеширского Кота

Иван Поповски поставил «Алису в Зазеркалье»

Первый детский спектакль «Мастерской Петра Фоменко» очень красив. У него шесть сценографов — и все кэрролловские безумства, все сны Алисы и потертого Шахматного Короля воплощены в шелковых фиалках, щеголеватых сюртучках, серебряных боевых трубах и видеопроекциях.

Необъятные капоры-раковины Хора Устриц — из рыболовных сетей, подбитых розовым шелком, честное юное лицо и викторианский цилиндр Дуба (он истинный джентльмен — и галантно укрывает ветвями Маргаритку, Фиалку, Розу и Тигровую Лилию), клетчатый пиджачок и упоительно желтый жилет Шалтая-Болтая — надменно-сдержанного, как Нат Пинкертон перед поимкой преступника, бой Льва и Единорога (оба — на цирковых першах), британская добротность геральдических щитов и пирогов… все это несется по сцене «Мастерской» три часа блистательной иллюстрацией к сказке.

Художник по костюмам — Ангелина Атлагич (Сербия): московские зрители помнят златотканое великолепие ее Византии в спектакле Ивана Поповски «Отравленная туника». Работа Атлагич в «Алисе» не уступает прежней профессиональным блеском и (у Алисы весьма беспокойный сон!) превосходит ее разнообразием.

Ни одна красавица 1900-х не отказалась бы от бального наряда Тигровой Лилии, но ничуть не хуже сюрреалистический костюм Зай Атса — королевского гонца, а в спектакле авиатора начала ХХ века в реглане, очках-консервах, с двумя лопастями пропеллера на темечке (он летает на ушах!). И столь же хорош коллега Зай Атса Болванс Чик в терракотовом сюртучке времен Диккенса… и геральдические звери Лев и Единорог в вельможных рингравах XVII века, и Молодой Шпорник — лесной Фавн (или Дриад, что ли?) в сине-желтых соцветиях на пастушеской шляпе (впрочем, у него и локти цветут!).

Морж, Плотник, почти плюшевые с виду Труляля и Траляля, изобретательность, с которой Белую Королеву превращают в овцу воочию, на глазах зала… гром и суета поезда, в котором «колечко дыма — тысяча фунтов», скользящая через сцену в видеопроекции Вся Королевская Конница, Вся Королевская Рать (редкой красоты момент!)…

Каждая из фигурок (а их десятки!) и есть театральное высказывание. 

Потому как… не то чтобы данная сценическая поэма не содержала третьих, седьмых и двадцать девятых смыслов (впрочем, сам Кэрролл отрицал попытки вычитывать в «Алисе» философемы и аллегории). Во всяком случае, Иван Поповски решительно избежал соблазна сделать из сказки взрослую притчу.

Белый Кролик не стал яппи среднего звена: он честно скачет и визжит у рампы. Белый Рыцарь — сказочный чудак, а не печальная тень автора. Никаких параллелей между ихним нонсенсом и нашей бессмыслицей. Никакого подчеркивания-обыгрывания самых взрослых цитат (будь то «У нас тут надо очень быстро бежать, чтоб остаться на том же месте» или «Когда думаешь — не плачешь: ведь невозможно делать два дела сразу»). В сравнении со знаменитой «Алисой» 1980-х, которой песни Высоцкого придали глубину и резкие тени, «Алиса»-2010 примечательна вдвойне. Ее четвертое измерение — не песни, а костюмы.

Зато мир на сцене трансформируется, как в задачах академика Арнольда для очень-очень умных детей: чтобы решить их, что-то надо резко сдвинуть, поставить с ног на голову привычный ход мысли. И как задачи Арнольда предназначены для добычи очень-очень умных детей из детей обыкновенных, так «Алиса в Зазеркалье» Ивана Поповски добывает волшебный, текучий, меняющий систему координат мир из трехмерного действа. В этом, верно, месседж спектакля.

Начинается он с поисков в партере Чеширского Кота. Впрочем, допускаю: Чеширского Кота в «Мастерской Петра Фоменко» прикормили давно — его летучая улыбка вспыхивает и тает в любом их спектакле, включая взрослые и печальные. А в спектакле Ивана Поповски на сцене НЕ появляется и в списках персонажей НЕ значится Чеширская Кошка. Алиса (Вера Строкова) долго ищет в партере свою черную Китти. Лукавый лаконичный мяв перелетает под креслами: Китти где-то здесь — и нет ее.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100