In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Маргарита Виноградова
«Эхо планеты», 21.07.2010

Такая «Алиса» и Голливуду не снилась

Мы говорим — сказка, подразумеваем — волшебная. В театре Мастерская П. Фоменко появилась «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла — первый детский спектакль. В постановке македонца Ивана Поповски она обернулась волшебной сказкой. Ученик Петра Фоменко, Поповски заложил и свой кирпичик в основание знаменитого театра. Богатое воображение режиссёра удивляет в каждом его спектакле. Но «Алиса» превзошла все ожидания. Тиму Бёртону с его фильмом «Алиса в стране чудес» таких чудес и не снилось.
Тяжёлая золочёная рама обрамляет сцену, отгораживая тёмной тканью всё, что за невидимым зеркалом. Семилетняя Алиса (актриса Вера Строкова), пригрозившая закинуть в Зазеркалье непослушную чёрную кошку Китти, которую она безуспешно искала под креслами партера, сама проникает за лёгкую завесу — и вот чудо: всё пространство сцены мгновенно превращается в сверкающую зеркальную гладь. За ней открывается сад с причудливыми кустами и живыми цветами необычайной красоты. Кусты подстрижены в форме шахматных коней. А красоту цветам придают блистательные костюмы, придуманные сербской художницей Ангелиной Атлагич, которая однажды уже поразила своим искусством в спектакле того же Ивана Поповски «Отравленная туника» по пьесе Николая Гумилёва. С помощью союза шести художников режиссёр сотворил на сцене поле чудес. Видеопроекцией в театре уже никого не удивишь. Она примелькалась, зачастую замещая недостатки режиссёрского замысла и превратившись в штамп. А в «Алисе» по голубому небу то и дело проносятся бабочки и чайки, трепещут флажки на башнях старинного замка, на воздушных шариках поднимается в небо жираф, а появившиеся на горизонте серые точки, приближаясь, превращаются в тучки, а потом в летящих слонов. Из домика Труляля и Траляля, покрытого шапкой мухомора, вместо дымовой трубы торчит и дымит курительная трубка. Через сцену проносится вся королевская конница и вся королевская рать — незабываемый по красоте эпизод.
Остроумная находка режиссёра: устрицы, которых поедают Морж и Плотник (Игорь Войнаровский и Дмитрий Рудков), представлены милыми девичьими лицами в розовых шляпках, точь-в-точь напоминающих раковины.
Так от одной встречи к другой маленькая Алиса перебирается с одной линии шахматной доски на другую. В начале шахматной партии она пешка, но, достигнув последнего ряда, станет королевой. А пока на каждой линии её ждут небылицы.
«Пусть там будет побольше всяких глупостей, хорошо?» — просила доктора Доджсона, автора сказки о девочке в стране чудес, его любимица — реальная Алиса, средняя из трёх сестёр, с семейством которых дружил оксфордский доктор. И ещё: Кэрролл (псевдоним Доджсона) неоднократно протестовал против попыток «вчитать» какой бы то ни было аллегорический смысл в его сказки. А потому в спектакле Поповски нет никакого философского подтекста. Не ищите намёка на наше образование, когда оказывается, что у Алисы оно поверхностное, даже у мальков оно глубже. И не стоит думать о нашем бренном существовании, услышав: «У нас тут нужно очень быстро бежать, чтобы остаться на месте». Режиссёр создаёт волшебный мир, так понятный ребёнку. В этом мире чудес он как дома. Здесь Белая королева (Моника Сантора) прямо на глазах зрителей превращается в Овцу, а её посудная лавка, лишь только на полку ляжет Алиса, станет лодкой, вязальные спицы овцы будут вёслами, и поплывёт лодка среди кувшинок по воде так, что даже плеск волн кажется натуральным. Алиса, раскинув руки, поплывёт по этой реке, вспыхивающей лазерными огоньками — великолепное, волшебное зрелище. Дети замирают от счастья. Взрослым, правда, может и не хватает логических ходов, разработки характеров, подтекста, но режиссёр, очевидно, и не ставил себе такой задачи. Он хотел нас удивить, поразить, и ему это вполне удалось.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100