|
Светлана Полякова «Газета.ru», 9.01.2008 Всех жалко, всехПод Рождество сбылись сразу две театральные мечты: открылось новое здание театра «Мастерская Фоменко» и состоялась премьера «Бесприданницы», задуманной мэтром много лет назад и больше года репетируемой «младофоменками».
Новое здание театра наконец-то дало хоть какой-то шанс рядовому зрителю попасть на спектакли «Мастерской», ранее почти не доступные широкой публике из-за крошечного зала. Правда, ненамного: новый зал отнюдь не гигантский — 450 мест (есть еще один — на 150), с крутым подъемом амфитеатра и балконами, стилизованными под классические вазоны — цветники для зрителей. С другой стороны — может, оно и к лучшему, не утратится доверительная атмосфера камерного театра. На этом с первой сбывшейся мечтой закончим и перейдем ко второй — драме Островского, откладываемой Петром Наумовичем раз за разом много лет подряд. История, мифологизированная продолжительной сценической судьбой и послужившая сюжетом всенародно любимого шлягера советского кинематографа, сменила фальцет жестокого романса о разбитом вдребезги сердце на трагическое меццо-сопрано из репертуара Вари Паниной «Эх, расскажи, расскажи, бродяга?». От цыганского хора остался лишь квинтет ряженых цыганок-вещуний, репертуар которых располагает не к загулу, а к дурным предчувствиям. Особый изыск фоменковской «Бесприданницы»: среди «цыганок» на сцене фантом андерграунда советской эстрады Манана Менабде, редкая гостья в Москве, с девяностых годов живущая в Берлине. Лейтмотивом действа — загадочным и зловещим романсом на стихи Мандельштама «Сегодня ночью, не солгу» («Цыганка») — Менабде не оставляет надежды на кустодиевский купеческий рай. И на сцене вполне узнаваемый сегодня, кое-где еще встречающийся в провинции и даже реставрирующийся российский городской пейзаж на крутом берегу, в который деликатно вторгаются интерьеры. Несколько скучновато, но иногда меняет функцию задник: загораясь теплым светом волшебного фонаря, превращается в экран театра теней — персонажей, перемещенных в другие помещения и пространства, создающий жесты и композиции, смысловая нагрузка которых не всегда ясна. Ларису Огудалову Петр Наумович, всегда умеющий с хирургической точностью извлечь образ из живой натуры, «пишет» с Полины Агуреевой, маскирующей тургеневской внешностью ярко выраженный характер, несалонную прямоту и недевичью храбрость. Добродетели, явно диссонирующие со словом «бесприданница», за которым в контексте эпохи недоразвитого капитализма стоит судьба, заведомо обреченная на зависимость. На зависимость от всех остальных персонажей этой истории. Всесильный Мокий Парменыч у Фоменко, вначале шаржированный толстосум, мало-помалу обнаруживает, что состояние, дающее абсолютную независимость в обществе, одновременно лишает его возможности выпустить из себя человека. Чувство к Ларисе он ощущает в себе как болезнь. Кнуров в исполнении Алексея Колубкова испытывает постоянное беспокойство, хлопочет внутри себя. Паратов — барин-художник, «ля Серж» с галстуком на голую шею, — в этой версии фигура трагическая. Тормозить себя ему, может быть, тяжелей, чем другим, потому что в нем «врожденного торгашества нет». Но мощи «блестящего барина», обаяния во всю сцену актеру Илье Любимову недостает, и любовная интрига как-то не захватывает. Вася (Андрей Щенников) — молодой и ретивый предприниматель на пути к высотам Кнурова — похоже, играет в Паратова, при этом фиглярничает не очень внятно — то ли корчит крутого бизнесмена, то ли давит в себе больше чем товарищеское отношение к Ларисе. Несвободу прилипалы-Карандышева (роль на сопротивление, с большим аппетитом сыгранная Евгением Цыгановым, до сего дня воплощавшего в основном сильных личностей и героев-любовников) диктует та же оценочная шкала «богатство — бедность», но с другого полюса. Так же как продавленную совесть Хариты Игнатьевны (вызывающей ассоциации с разорившейся Геддой Габлер в исполнении той же Натальи Курдюбовой), столь неумело распорядившуюся дочерьми. Для всех, кроме Ларисы, тратиться душевно — непозволительная или недосягаемая роскошь. Спектакль, собственно, об этом. И всех их жалко, они в этой истории не хуже нас с вами, сегодняшних. Поэтому в финале Лариса никого не обвиняет и не прощает — эти люди не могут отвечать за свои поступки, слишком велика степень их зависимости. «Вещь» — слово для нее найдено, но они и к себе относятся как к вещи. Никакой мелодраматической жалкости Агуреева-Лариса ни к кому не взывает, обращается только к себе — оказывается, в ее окружении нет равного, свободного человека, с которым можно поговорить. И это самая захватывающая сцена в спектакле — когда для Полины Агуреевой в финале и персонажи, и зрительный зал уходят в виртуальное пространство — полная гибель всерьез. А в реальности только театр теней на заднике: внизу Паратов с Васей и бутылкой, наверху цыганки-валькирии, над которыми нависает громадный бюст Мокия Парменыча в цилиндре в тулуз-лотрековском ракурсе. И лунная дорожка на воде: «Расскажи, расскажи, бродяга?»
P. S. Про «Волков и овец», задуманных Фоменко почти одновременно с «Бесприданницей» и тогда же сделанных, стоит забыть: в новой постановке по Островскому персонажи не теплы, не ностальгичны, в этот мир возвращаться не хочется. Человеческой фоменковской иронией наделены только второстепенные персонажи, которые прямо-таки порадовали. У Владимира Топцова получился очень содержательный Робинзон, не придурок, а классический образ шута-мудреца, Томас Моцкус — слуга в кофейной — едва ли не самый органичный персонаж, а Галина Кашковская сыграла тетку Карандышева (кто ее вообще помнит?) просто спектаклем одного актера, распространяя по сцене душный уют и родное очарование мещанского сословия.
Другие статьи- Осенняя заметка о летнем впечатлении, Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфы, Ольга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь», Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Мечта русского трагика, Вадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- И в глазах засияли бриллианты
, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехом, Ольга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодно, Екатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ?2 (867)», 02.2008
- Бесприданница, Ксения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви», Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новоселье, Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-реке, Юлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звери, Елена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалости, Евгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях., Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земля, Алиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театра, Сальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на реку, Ирина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданым, Олеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимых, Наталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любви, Алена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилок, Вера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-реки, Ольга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресни, Григорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездны, Веста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия)»», 15.01.2008
- Смешные люди, «Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость", Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новоселью, Алексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сцену, Алла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но метко, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. Островского, Олег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для таланта, Алена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-реку, Елена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит Мандельштама, Марина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всех, Светлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкуса, Глеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зритель, Евгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идолами, Ольга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с Островским, Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Пьеса нового сорта, Алла Шендерова, «Журнал «Коммерсантъ-Weekend» № 70(46)», 28.12.2007
|