In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алла Шендерова
«Коммерсант», 14.01.2008

За «Бесприданницей» дали новую сцену

Новоселье «Мастерской Петра Фоменко»

Суперсовременный снаружи (чтобы не нарушать ландшафт Москва-СИТИ) и уютно-классический внутри, новый театр, расположенный в нескольких метрах от старого, но просторный и оборудованный по последнему слову техники, открылся премьерой «Бесприданницы» в постановке Петра Фоменко. За «фоменками», обживающими новую сцену, наблюдала АЛЛА ШЕНДЕРОВА. 

К «Бесприданнице» Островский относился с особым трепетом: вывел, как это обычно делают композиторы, на титульном листе «Opus 40», и утверждал, что с этой пьесы начнется «новый сорт его произведений». Как ни крути, у «Мастерской», получившей настоящее театральное здание (прежняя обитель «фоменок» — перестроенный кинотеатр «Киев»), тоже начался новый период.
«Бесприданница» поставлена с какой-то особой суровой честностью, словно мэтр режиссуры на этот раз решил отказаться от всех театральных хитростей. Декорации Владимира Максимова — вполне среднестатистические, условно-традиционные: мостик, нависший над сценой, намекает на крутой берег Волги, рамочки на колесах заменяют дверные проемы, а задник с помощью подсветки превращается в сверкающую под луной Волгу. Все пространство под мостом, почти не меняясь, изображает то трактир, то гостиную Огудаловых, то утлое жилище Карандышева. Разница лишь в том, что в доме Огудаловых на нижнем заднике, отделяющем гостиную от комнаты Ларисы, пляшут заманчивые тени, выдающие девичьи тайны: вот Лариса натягивает чулки, ищет пуговки на платье, вот замирает от стука входной двери… Костюмы Марии Даниловой поверхностно стилизуют одежду последней четверти 19-го века, а самые яркие наряды, намекающие на близящуюся эпоху декаданса, достались вовсе не Ларисе, а ее матери, записной моднице города Бряхимова (Наталия Курдюбова).
Теперь, кажется, ясно, почему Петр Фоменко заранее декларировал, что будет делать «Бесприданницу» именно с младшими своими учениками. То есть не со славящимися своим шармом и умением плести тонкое психологическое кружево Галиной Тюниной, сестрами Кутеповыми, Юрием Степановым, Кириллом Пироговым и другими, а с более поздними новобранцами Мастерской. В этом выборе — та же суровая честность: маскировать пустоты и провалы разными «кружевами» эти, младшие «фоменки», не умеют. Если им есть что сказать, если роль сделана — глаз не оторвешь, а если нет — будут сидеть и грамотно, «по школе», произносить текст. Поэтому вначале, когда Алексей Колубков и Андрей Щенников, изображающие пожилого купца Кнурова и молодого Вожеватова, проговаривают весь положенный им Островским диалог, вяло сплетничая про красавицу Ларису, которой приходится идти замуж за ничтожного чиновника, — зритель успевает задуматься, зачем нужно все это чтение по ролям.
Вялость пролога улетучивается с появлением Ларисы. И тут режиссер все же позволяет себе один фокус: властительницей мужских дум оказывается не красотка «вамп», а аскетичная, худощавая, очень естественная, но вовсе не кокетливая Лариса Полины Агуреевой. Чем приворожила она все мужское население Бряхимова, сперва неясно. Но вот Лариса по-матерински снисходительно одернет наивного мальчишку Карандышева, и тут же по-цыгански весело зыркнет на купцов, рассмеется — будто что-то посулит. Ее брак с Карандышевым воспринимается как бегство. Бежит она не столько от пошлости купцов, рассматривающих ее как красивую безделушку — пошлость эта здесь скорее декларируется, чем играется. И не от красавца-погубителя Паратова (Илья Любимов) — в спектакле этого короля играет свита «цыган»: актрисы в пестрых платках кидаются к нему со вздохами «Такой барин приехал!». Бежит Лариса от себя.
С давних лет исповедующий мысль о том, что сохранить в себе «душу живу» могут лишь бродяги-комедианты, такие, как Счастливцев и Несчастливцев в его «Лесе», поставленном когда-то в питерском Театре Комедии и совсем недавно — в парижском «Комеди Франсез», Петр Фоменко дает Ларисе свой шанс на спасение: не богатого жениха ей надо искать, а бежать в актрисы. Не о попранной красоте его спектакль, а о загубленном таланте.
Потому даже воздух как-то по-особому собирается вокруг Ларисы, когда, ослушавшись запрета Карандышева, она решается спеть. Поет Агуреева старую песню «Бродяга» — без надрыва, глуховатым грудным голосом, но так, что сразу ясно, отчего все влюблены в Ларису: в талант влюблены. Но в большом городе Бряхимове не только купцам, но и самой Ларисе невдомек, как зовется та бездна, что открывается у нее внутри, когда она поет. Вот и бежит Лариса с Паратовым — не за любовью, а потому, что талант гонит ее прочь из душной каморки Карандышева.
Жаль, но после кульминации в конце первого акта все дальнейшее — пение цыганок (ими стали актрисы театра), монологи пьяного актера по кличке Робинзон (Владимир Топцов), презирающего обывательские нравы, споры купцов, разыгрывающих Ларису в орлянку, и даже ее финальное объяснение с Паратовым играется пока довольно приблизительно. Ярче других вышел Карандышев — кинозвезда Евгений Цыганов пластически точно перевоплощается в подслеповатого, безвкусного честолюбца, все же куда более чистого душой, чем богатые Ларисины ухажеры. Сцена, в которой подпоенный купцами Карандышев влезает на стол — слушать, как Паратов скажет тост в его честь, а того уже и след простыл — выходит по-настоящему зловещей.
В целом же (может, оттого, что стены новой обители Мастерской еще чужие, «ненадышанные»?) «Бесприданница» Фоменко пока напоминает бесприданницу, сыграную Полиной Агуреевой: аскетичная и неброская, она то сверкнет роскошью таланта, то сникнет вновь.
Впрочем, если только задуматься, сколько за время существования пьесы было сыграно красавиц-Ларис, то, вопреки Островскому, вовсе не ищущая любви, а лишь пытающаяся усмирить в себе стихию, даже имени которой она не знает, эта бесприданница дорогого стоит. 





Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100