In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Евгения Александрова
«Weekend.ru», 25.01.2008

Ни любви, ни тоски, ни жалости

«Бесприданница» стала первой премьерой в только что отстроенном здании Мастерской Петра Фоменко: оно находится недалеко от старой сцены, на набережной Тараса Шевченко. Внутри — все достаточно традиционно: уютное трехуровневое фойе, большой зрительный зал, буфет, зато из окошка открывается совершенно фантастический вид на деловой центр «Москва-сити». То же невероятное сочетание классики и модерна можно увидеть в спектакле. По содержанию — это неспешная, вдумчивая и в то же время чудовищная история взаимоотношений четырех мужчин-охотников и одной женщины-жертвы. А по сути — современная драма о предельной холодности мира, в котором мужчину оценивают исключительно по толщине кошелька, а женщину, словно дорогую вещь, — по тому блеску, который она придает мужчине, становясь его собственностью.

Удивительно, но на этот раз Фоменко обошелся без своего основного состава: не заняты в «Бесприданнице» ни сестры Кутеповы, ни Тюнина, ни Джабраилова, ни Степанов. Вместо них играют актеры из более позднего набора: Алексей Колубков воплощает пожилого богача Кнурова, Андрей Щенников — молодого предпринимателя Вожеватова, а Илья Любимов — «блестящего барина» Паратова, за которым Лариса побежит «хоть на край земли, хоть за край». Играют они очень правильно и обстоятельно, отдавая дань уважения тексту драматурга и урокам «Станиславского», но все это как-то тяжеловато и скучно. Сидишь в зале, смотришь на новую великолепную сцену, оформленную в виде волжской набережной, и буквально не узнаешь любимый театр. Куда подевалась фирменная фоменковская легкость, лукавая насмешка над персонажами, изящная вязь психологических кружев? А вся игра света? Театральный воздух? Милое кокетство, буйство фантазии, озорство? Словом то, что отличает школу Фоменко от других школ и переполняет лучшие его спектакли — например, «Волки и овцы» того же Островского. Всего этого нет, как нет в спектакле рязановского надрыва и душераздирающей любовной драмы.

Тут, во многом, виноваты исполнители главных ролей. Паратов Любимова ничуть не похож на рокового соблазнителя: с самого начала ясно, что им руководит лишь уязвленное самолюбие (Лариса предпочла другого!) и трезвый расчет (он женится на миллионах). В стае других стервятников, разыгрывающих Ларису в «орел-решку», он такой же стервятник. Оттого сцена разрыва с Ларисой не производит особого впечатления: в ней нет неожиданности и боли тоже нет. Нет боли, потому что Лариса Полины Агуреевой — очень симпатичная, но отнюдь не роковая бесприданница — бежит к Паратову от банальной скуки, а вовсе не по велению чувств. Просто ей надоело вдыхать дым матушкиной сигары, надоело нянчиться с пьяным женихом Карандышевым, надоело слушать пересуды по поводу своего жалкого состояния, а там — на «Ласточке» — все так весело и хорошо! Шумит Волга, пляшут цыгане и, сколько хочется, можно петь романсы под аплодисменты восторгающихся ее талантом мужчин. Кто бы из современных девушек не поехал?… По сути, единственным желанием Ларисы была свобода, а не замужество. Потому отказ Паратова она восприняла удивительно спокойно, и предложение Кнурова быть любовницей ее не оскорбило, и появление Карандышева не вызвало страха. Кажется, не пусти он пулю ей в грудь, нашла бы Лариса счастье с Кнуровым. Жила бы себе в Париже, пела романсы, носила дорогие платья? Чем, спрашивается, не жизнь?..

В спектакле есть немало симпатичных моментов: и игра теней на полупрозрачном заднике, и цыганские песни, и очень нервная игра на столовых приборах официанта Ивана? Но всего этого, увы, недостаточно, чтобы скрасить почти четыре часа пребывания в зале. Сейчас трудно сказать, чего хотел от своих актеров Петр Наумович. Но, кажется, они сыграли совсем другую историю: без любви, без тоски, без жалости. Очень современно сыграли, по-деловому сухо и сдержанно. Единственный, кто сделал попытку усилить драму — Евгений Цыганов в роли жалкого, тщеславного очкарика Карандышева — хорошо, с трагическим размахом, начал, но кончил неуместным фарсом: застрелив Ларису, Карандышев волочит ее бездыханное тело по сцене, вытирая белым платьем пол. Так что грустить и переживать даже тут не получится. Только вздохнуть с облегчением: вот и все.

Конечно, на фоне других московских премьер «Бесприданница» выгодно выделяется и качеством игры, и серьезностью материала, и продуманностью образов, но в репертуаре самих «фоменок», право, найдутся спектакли поизящнее. Теперь, когда у театра появилось новое здание, у вас есть прекрасный шанс их посмотреть.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100