|
Ксения Ларина «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008 БесприданницаВ Островском Петр Фоменко, судя по предыдущим постановкам, особо выделял его театральность, искреннюю любовь к театру, которая выражалась то в отдельных персонажах (Счастливцев, Несчастливцев в «Лесе»), то в месте действия («Без вины виноватые»), то фееричности сюжета («Волки и овцы»). Роковая драма «Бесприданница» получилась вызывающе театральной: там есть пародия на театр большого стиля, печальная насмешка над театральными условностями и подчеркнутая карикатурность персонажей. Выстроенный на новой сцене нового здания (нависшего над Москва-рекой) волжский город Бряхимов (художник Владимир Максимов) состоит из мостов, лестниц, прибрежных чайных, буфетчиков, пахучих папирос, свеженакрахмаленных скатертей, вечерних теней на занавесках, распахнутых окон, незакрывающихся дверей и цыганского бормотания. Издевательски подмигивает щедро разрисованный задник с почти куинджевским закатом на черной водной глади. В таких декорациях грешно не хватануть с утра шампанского из самовара (хитрая уловка Васи Вожеватова — Андрея Щенникова) и, лениво закурив, не порассуждать о местных женских прелестях. В фоменковском театре нет старшего поколения, молодые артисты привыкли обращаться с возрастом условно, как в детских играх: я - мама, ты - папа, я - внучка, ты - бабушка и наоборот. Эта легкость перетекания из одного поколения в другое уравнивает персонажей во времени и придает словам и поступкам героев новые, подчас неожиданные смыслы. Именно поэтому создается впечатление, что Ларису играют две актрисы, то дополняя, то разрушая друг друга, — скучающая дочь (Полина Агуреева) и страстная породистая мать (Наталья Курдюбова). И если одна мается от тоски, апатии и бессмысленности, то другая, наоборот, демонстрирует свою бесценность, уникальность и порочный талант роковой натуры. Паратов (вялый Илья Любимов) и Карандышев (порывистый Евгений Цыганов) тоже играют две стороны, две грани, две противоположности одного характера — усталость и пресыщенность одного как волной накрывается бешеным страданием другого. Подобную пару могли бы составить и Кнуров (Алексей Колубков) с Вожеватовым (Андрей Щенников), живые воплощения рыночной психологии. Их жирные, циничные диалоги за рюмкой чая с последующей дележкой девичьего тела никак не соотносятся с благопристойностью облика и манер. Они словно произносят чужие тексты, изредка застывая по середине фразы, с удивлением прислушиваясь к собственным словам. Впрочем, все без исключения персонажи, недосказывают чего-то важного, перемещаясь из света рампы вглубь сцены, буквально превращаясь в собственные тени и там, растекаясь по гардинам и ширмам, они доигрывают свой беззвучный спектакль. Их позы изломаны и красивы, от них веет декадентским холодом. Черные тени не пьянеют от вина, не кашляют от дыма и играют на гитаре, не прикасаясь к струнам. Полная стерильность. Как ни странно, этому спектаклю явно не хватило чувственности, что, по идее, заложено в пьесе изначально. Ведь цыганский хор в русской драме не может появиться случайно, как концертный номер или абстрактная толпа зевак с гитарами. Заменив пьяный цыганский табор пятью мрачно мычащими цыганскими старухами, Фоменко немедленно возвел их в степень ведьм из «Макбета» и переставил акценты. Роковые страсти уступили место угрюмому фатализму. Лариса лишилась чувств и желаний, ей неинтересна жизнь, не жизнь без любви — а жизнь вообще, она словно появилась на свет случайно, по чьей-то злой воле. Поэтому вместо жестокого романса «Не искушай» (все романсы надрывно выводит карандышевская тетка на кухне) она затянет безучастным басом «Расскажи-расскажи-бродяга-чей-родом-откуда ты…». От этой Ларисы страшно. От нее не закружится голова, не перехватит горло, не закипит от желания кровь. Наивная попытка Карандышева разбудить эту спящую красавицу, эту мертвую царевну вызывает жалость и сочувствие, в финальной сцене убийства публика явно на стороне убийцы. Евгений Цыганов напрасно сутулит плечи, прячется за нелепые усики и жалкие очочки, сюсюкает и послушно виляет воображаемым хвостом, как преданная, но глупая дворняга — спрятать свою мужскую буйную натуру не удается даже в воображаемых предлагаемых обстоятельствах. Может, поэтому в финале спектакля, волоча за голую ногу бесчувственное ларисино тело, Цыганов устает изображать пьяного дурачка и смотрит прямо в зал жутким немигающим взглядом. Вот тут-то бы и начать настоящую историю, но - увы! — нам суждено упиваться театром мертвых теней, искусственных закатов и цыганских романсов в исполнении кухарки. В насмешку.
Другие статьи- Осенняя заметка о летнем впечатлении, Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфы, Ольга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь», Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Мечта русского трагика, Вадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- И в глазах засияли бриллианты
, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехом, Ольга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодно, Екатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ?2 (867)», 02.2008
- Бесприданница, Ксения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви», Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новоселье, Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-реке, Юлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звери, Елена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалости, Евгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях., Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земля, Алиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театра, Сальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на реку, Ирина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Полина Агуреева: Актриса с приданым, Олеся Якунина, «Ваш досуг», 17.01.2008
- Родом из одержимых, Наталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любви, Алена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилок, Вера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-реки, Ольга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресни, Григорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездны, Веста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия)»», 15.01.2008
- Смешные люди, «Итоги», 15.01.2008
- Полина Агуреева: "Я люблю жесткость", Елена Груева, «TimeOut», 14.01.2008
- Премьера к новоселью, Алексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сцену, Алла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но метко, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. Островского, Олег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для таланта, Алена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-реку, Елена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит Мандельштама, Марина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всех, Светлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкуса, Глеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зритель, Евгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Искушение золотыми идолами, Ольга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с Островским, Сергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Пьеса нового сорта, Алла Шендерова, «Журнал «Коммерсантъ-Weekend» № 70(46)», 28.12.2007
|