In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Полина Сурнина
«R Flight», 06.2023

МАРИЯ АНДРЕЕВА: «Важно любить вперёд, а потом спорить»

В московском театре «Мастерская Петра Фоменко» вышел спектакль Ивана Поповски «Вишнёвый сад». Мария Андреева, сыгравшая в нём приёмную дочь Раневской Варю, рассказала о своих мечтах, об общении с режиссёрами, о горестях и красоте актёрской профессии. 

ПУСТЬ ГОРИТ ОГОНЁК

Мария, это ваш первый Чехов?
Да, я никогда не играла в чеховских пьесах, лишь озвучивала Ольгу Книппер-Чехову в аудиоспектакле много лет назад. Не хочу фальшиво говорить о том, что я чувствую Чехова, что-то беру от него или что-то понимаю. Я ничего про него не понимаю. Разве что во мне откликается его ирония. Быть может, я странный артист, мне не так важно, что играть, важно — с кем. А компания у нас классная — Галя Тюнина, Федя Малышев, Кирилл Пирогов. Даже жалко, что было всего два месяца на выпуск.
У меня не выходило новых спектаклей с 2017 года, когда Фёдор Малышев выпустил «…Души» по Гоголю. Я там играю Панночку, веселюсь страшно. Принято, что по мере твоего роста как актёра тебе дают большие, главные, ведущие роли, а я понимаю, что не откажусь от Панночки, пока у меня есть внутри этот огонёк. Надеюсь, что он будет гореть всегда.

Вы амбициозны в профессии?
Как-то Петр Наумович Фоменко решил делать «Бориса Годунова». Он шел по коридору (мы в такие моменты всегда немножко вжимались в стенку), подошел ко мне и говорит: «Я бы хотел, чтобы вы читали за Марину Мнишек». И ушел. А я была в очень плохом настроении, но в эту секунду оно подпрыгнуло до небес, куда-то к звёздам. И я подумала, что, наверное, я не такая не амбициозная, как мне кажется.

Новый сериал Фёдора Бондарчука «Актрисы» честно рассказывает об актёрском внутреннем мире?
Мне он очень понравился. Я вышла с премьеры, и у меня были слёзы внутри и полная потерянность от того, как горька и прекрасна наша профессия. Для нас, актеров, в этом проекте, безусловно, больше трагедии, чем комедии. У Фёдора Сергеевича получилось передать чувства, то ощущение, когда ты понимаешь, что твоя лошадка снова пришла не первой… Мы постоянно с этим сталкиваемся.
Актёрское ремесло сложно тем, что оно тебя как личность раскатывает катком об асфальт в режиме нон-стоп. Ты проходишь пробы, из десяти проектов тебя утвердили на один, и ты страшно рад. Ты постоянно получаешь отказы, хотя некоторые роли очень хотела бы сыграть. Но ведь кого-то вообще не зовут на пробы. А ещё ты не можешь порой понять, тебя ли чихвостят, твою роль или твоего героя. Вся жизнь в неизвестности: случится ли большой успех, признание? Ты хочешь внутренне от этого оторваться, но это крайне сложно. В этом смысле я удивляюсь старшим коллегам из «Мастерской». Я трепещу, позовут ли меня сниматься, а мне говорят: «Марусь, ну ты ж понимаешь, где интересней».
Я с двенадцати лет занимаюсь с психотерапевтом и, по идее, за это время проделала большой путь к принятию себя и любви к себе, но профессия не позволяет укрепиться в полученном знании ни на секунду. Ты можешь только научиться жить с этим чувством.
А мальчик, который говорит в сериале: «А почему я тебя мамой должен называть? Ты на пробах опять, снимаешься где-то снова». Это страх каждой актрисы с ребенком, поэтому мой трехлетний сын на репетициях тусуется с нами. В общем, я не раз думала о том, что хотела бы получить ещё какую-нибудь профессию. 

МЕЧТЫ О МЕЧТЕ

Кем ещё вы хотели бы стать?
Хотела бы быть психотерапевтом и работать с подростками. Я очень хорошо чувствую их, знаю, что им надо сказать в тот момент, когда их переполняют чувства, но они не в силах выразить их безопасно. Подросткам надо объяснять, что такое злость, грусть, радость, одиночество, чтобы они не боялись собственных взрывов.

Вы бы ушли из театра, чтобы заняться этим?
Я бы попробовала совместить. Вообще, мечтаю, что ко мне придёт меценат и скажет: «Мария, не хотите ли вы открыть психологический центр с актёрскими курсами?» Команда у меня в голове набрана. Надо только написать программу и ходить клянчить, потому что такое место необходимо. Мечтаю о маленьком двухэтажном особнячке на Покровке, где днём будут принимать мои друзья-терапевты, а по вечерам — играть мои друзья-музыканты, где будут тренинги для взрослых и курсы подготовки ребят к поступлению в театральные вузы.

Сами будете вести какой-нибудь предмет?
Мне хотелось бы верить, что у меня есть педагогические задатки. Однажды в киношколе «Студия 24» меня попросили прочитать лекцию о взаимодействии цехов с артистами. Поначалу я едва не отказалась, так как это совсем другой вид публичности, которого я слегка побаиваюсь. Но потом накатала себе план, пришла, села на парту и полтора часа проговорила, не умолкая ни на секунду. Получила такое удовольствие, как будто на музыкальный фестиваль съездила.
Я готова рассказывать и объяснять, особенно когда своим языком дают говорить, когда нет никаких ограничений. Тема взаимоотношений мне очень интересна — на съёмочной площадке, в театре, вообще между людьми. Я бы рассказывала о том, как себя отстоять, не обидев другого, как важно любить вперёд, а потом спорить, как позволять людям быть разными и не обращать внимания на их слабости, как к себе относиться с большей любовью и давать себе возможность понимать, что мы несовершенны.

В ПОИСКАХ СОВПАДЕНИЙ

Вы консерватор или больше любите новизну?
Раньше я очень любила одна куда-нибудь уехать, не знать, что будет, ничего не планировать, и внутри все переворачивалось от мысли о неизвестных приключениях, которые меня ждут, и они всегда случались. А с возрастом (господи, не превратиться бы в брюзжащую старушку) я стала бояться нового. Я очень люблю своих старых друзей, с которыми мы вместе 20 с лишним лет. В этом много безопасности и спокойной, уверенной радости общения. 
Иногда спрашивают: если есть кино, зачем работать в репертуарном театре столько лет? А «Мастерская» мне как семья, я мечтаю театр перенести в кино, найти нескольких своих режиссёров, нескольких партнёров и играть разный материал.
Теплота и близость людей, которые друг друга знают, делают работу легче. Тебе не надо думать, как тебе объяснить, чего ты хочешь от партнера. Когда мы с Женей Цыгановым (тоже артист «Мастерской Петра Фоменко». — Прим. ред.) снимались в «Софии», это был такой кайф. А в театре была такая шутка: я играла Лавинскую в спектакле «Олимпия» того же Жени и вешала объявление: «Осторожно, злая Лавинская!». Я вспыльчивая девчонка, и все уже знают, когда лучше не подходить. Эта близость наша, — она, как мне кажется, нас раскрывает и даёт возможность, не боясь, вместе делать что-то классное.
Но мне доводилось уже в довольно взрослом возрасте встретить и полюбить новых людей. Есть режиссёр Ваня Шурховецкий, которого я обожаю всем сердцем, он абсолютный псих, но у меня с ним совпадение на миллиард. Я везде себе не нравлюсь, а в двух его проектах («Джульбарс» и «Ловец снов») по-другому к себе отношусь. Он даже может до конца не формулировать просьбы на площадке, я его с полуслова понимаю.

С кем-нибудь ещё так было?
Только что с Володей Щегольковым на съёмках продолжения сериала «Нежность». Я много лет мечтала с ним поработать, и вот наконец сложилось. Это был просто подарок для меня. И, как мне показалось, у нас сложилось очень крутое совпадение и понимание. 

С Борисом Хлебниковым, у которого вы снимались в сериале «Обычная женщина», вы тоже хорошо друг друга слышали?
Боря Хлебников для меня вообще номер один. Это может прозвучать по-идиотски, но мне жизнь интереснее, чем профессия. Если я вдруг рядом с человеком начинаю шутить, причём так, что все вокруг смеются, это значит, мы совпали. С Борей и с Наташей Мещаниновой, которая снимала второй сезон «Обычной женщины», было именно так.

У вас были роли в кино или в сериалах, которые вас меняли?
София (в одноимённом сериале о жене Ивана III Софии Палеолог. — Прим. ред.). Она была прекрасной и доброй, и когда я ее играла, мне казалось, что на какое-то время я стала такой же. Я достаточно радикальная, люблю делить всё на чёрное и белое, но, пока мы снимались и даже некоторое время после, я больше понимала и принимала людей, обстоятельства. Мягкая справедливость моей героини, не суровая, а пронизанная нежной женской любовью, немножко и меня смягчила, сделала лучше.

В каких проектах вас можно будет увидеть в ближайшее время?
Выходит «Фальшивый флаг», который снимался в 2019 году, — адаптация израильского сериала с очень закрученным сюжетом. Очень часто сериалы на время кладут на полку. «Молчание» мы снимали долго — он нуаровский, мрачный, но мне очень нравилось там сниматься. И режиссер был классный, Дмитрий Петрунь, и партнеры — Леня Бичевин, Леша Розин, Саша Бухаров. Супер-мужики и я одна :)) – моя любимая комбинация, у меня много таких проектов. Второй сезон «Доктора Преображенского» должен скоро выйти, я его озвучила почти целиком.

В чем особенности работы с театральными артистами, когда они снимаются в кино?
Я не скажу за всех, но я, например, «немонтажная» актриса. Мы в театре привыкаем, что можно играть по-разному, а в кино наоборот: ты должен держать канву и точно повторять. Мне это сложно: я понимаю, что здесь я это слово так переставила, здесь вообще другую фразу произнесла, а здесь сказала примерно по смыслу. А на выходе у режиссёра 15 разных дублей.

У вас бывали серьёзные разногласия с режиссёрами?
Бывали несовпадения, когда трудно с режиссером чисто физически. Один раз я хотела уходить, меня остановил продюсер. В результате я четыре сезона снималась. Но уже с другими режиссёрами.
Это был «Мосгаз», который и без того принес мне много боли и ранений. Я играла дурака с мороза в духе: «А чего это вы тут делаете?». Назойливая, въедливая журналистка, которая умничает, лезет не в свои дела, настырная, все время ко всем приклеивается. Когда вышел проект, люди писали комментарии, что их бесит эта журналистка. И я рыдала, звонила продюсеру, звонила Андрюше Смолякову, и он меня утешал: «Маша, да ты что, значит, ты очень хорошо сыграла свою роль, если ты активный назойливый, суетящийся под ногами персонаж, то такая реакция и должна быть».
После этого я запретила себе читать комментарии, что меня спасло как артистку. А снявшись в еще 15 фильмах, я поняла, что действительно когда ты играешь характерную роль такого плана, и тебе люди пишут, мол, «боже, как она раздражает!», значит, ты сделал то, что и нужно было. А тогда как я плакала! Я потом очень многим актрисам молодым говорила: «Никогда не читайте то, что пишут. Это может вас сильно ранить, так как в молодом возрасте все более чувствительны, и не всегда есть возможность осознать, кто тебе пишет и что, и стоит ли к этому мнению прислушиваться.

В интервью артисты редко рассказывают о том, что им не понравилось на съёмках. Как вы думаете, почему?
Мне кажется, наоборот, в последнее время есть тенденция к решению внутренних проблем посредством обнародования. Наверное, это действительно освобождает, когда ты рассказываешь о чем-то очень личном. Я считаю, что с этим надо быть аккуратным, потому что в твоих личных историях принимали участие другие люди. Ты сам, может быть, успокоишься, откроешься, получишь удовольствие, а их можешь походя ранить. Разные ситуации бывают, но когда ты переходишь в неправильном месте на личности…

А как понять, правильное это место или неправильное?
Мне кажется, что это внутренняя порядочность, хотя я не могу сказать, что люди, которые раскрывают всю „подковёрку“, непорядочные. Я сейчас вам, например, рассказывала какие-то вещи, и среди них есть те, которые я могла бы „дотюнить“ до новости. А смысл какой в этом? Пожаловаться?

Изменить поведение человека? Режиссёра?
Нет, ты не сможешь изменить поведение другого человека и не сможешь отговорить артистов идти к этому режиссёру.
Есть другие способы. Когда мне приходит сценарий, я сразу смотрю, кто снимался у этого режиссёра. Если вижу знакомых, я к ним: „Привет, а ты работал с таким-то? Как тебе?“ Я всегда спрашиваю, и у меня спрашивают.

Вы пойдете к режиссёру, который будет кричать?
Я себя называю „Трюк — печенька“. Это когда ты играешь, и тебе говорят: „Отлично, смотри, здесь осталось это доделать, и будет супер“. И я такая: „Ага! Мне дают печеньку, я сделаю трюк ещё лучше!“. А есть артисты, для которых важно услышать: „Ты совсем не туда идёшь, то, что ты делаешь плохо“. И он реагирует как спортсмен: „Я соберусь, я сделаю, я тебе докажу“. Это другая энергия. Когда режиссер мочит или попадает по больным местам, чтобы вытащить эмоцию, такие артисты потом говорят: „Да, мне было так больно, я кишки достал, все из себя вытащил, но я сыграл, „Золотую маску“ получил“. Я вообще не про это.

Мария Андреева. Актриса театра и кино. Окончила Щепкинское училище, была принята в труппу Малого театра, но в итоге предпочла „Мастерскую Петра Фоменко“. Снималась в фильмах „Духless“ и „Духless 2“, в сериалах „София“, „Обычная женщина“, „Годунов“, „Доктор Преображенский“, „Молчание“ и многих других. 

Источник: R Flight


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100