In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Татьяна Михальская
«Cabinet de l'art», 12.06.2023

«Вишнёвый сад» в Мастерской Фоменко

Лопахины сменяют дворян, рабочие сменяют лопахиных, «новое дворянство» сменяет рабочих – вечен чеховский «Вишневый сад». Вечен, как колесо Сансары, как вздох Екклесиаста: «род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки», вот и режиссёр Иван Поповски в своей новой постановке придаёт образу «Вишнёвого сада» космогонический смысл, сжимая дворянскую усадьбу до «песчинки на краю Вселенной».

Он буквальным образом отводит усадьбе маленький квадрат в левом углу сцены, заставляет его мебелью и населяет героями. С тесного подиума звучат неспешные речи о прошлом, настоящем и будущем, тогда как на оставшемся пространстве переливается вишнёвый сад, в белом цветении в мае и октябре, сад-воспоминание, сад-мечта, сад, который можно уничтожить и вновь создать, вечный сад. Этот абстрактный образ воплощён с помощью летящих, чувствительных к малейшему движению воздуха полиэтиленовых штор, высотой от пола до потолка. Там же, среди воображаемых вишнёвых кущей, чернеет рояль (аналог ружья в первом акте), символ исчезающего с исторической арены сословия, утончённого, но до безобразия рафинированного.

Очаровательно-отрешённая от насущных забот, разорённая любовником-альфонсом, возвращается из Парижа в родовую усадьбу Раневская (Галина Тюнина). Пять лет имение не ощущало на себе её хозяйской руки, но Раневская в полудетском экстазе восклицает: «О, сад мой… ангелы не покинули тебя»! В её представлении ангелы спасут усадьбу и от продажи за долги, потому жить можно с прежним размахом. Ангел в лице Лопахина (Денис Аврамов) в самом деле предлагает действенный план спасения, но в ответ слышит: «Дача и дачники – это так пошло, простите». Как старики впадают в детство, так и представителям уходящей эпохи свойствен инфантильный оптимизм. Все ищут, у кого взять взаймы, но бильярдный кий гоняет шары, шампанское пузырится, вальсы под живой оркестр выливаются за пределы тесной гостиной – на волю, в сад, а в это время имение уходит с молотка.

Чеховская ирония в постановке Ивана Поповски отчётливо выпукла, но это тёплая, сочувственная ирония, не лишённая философической созерцательности. Старый Фирс пропитан духом крепостничества, Раневская и Гаев – оттиск с вырождающегося дворянства, Лопахин несёт в себе пассионарность освободившегося класса, но все они временщики в контексте неусыпного движения исторических шестерёнок. Победные восклицания Лопахина среди застывших участников вечеринки не тянет на апофеоз самодовольства. Скорее, это выплеск застарелой обиды, смешанной с неуверенностью: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». И тут же: «Я сплю… это плод моего воображения, покрытое мраком неизвестности». Образ «мрака неизвестности» в спектакле передан финальным спецэффектом, когда с задника сцены в зрительный зал врывается мощный поток воздуха под таинственный гул морских штормов. Белые полотна «вишнёвого сада» становятся парусами огромного корабля…

В целом, у Ивана Поповски вышла очень деликатная, даже акварельная постановка, где роли разыграны бережно и точно, и вместе составляют изящную партитуру вечной чеховской симфонии. 

Источник: Cabinet de l'art


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100