In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Вилле
«МИР-24», 13.07.2023

«Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?

Звук топора? Нет, это старик Фирс идет, постукивая палкой об пол… Но какова метафора, а?!

В Мастерской Петра Фоменко премьера – «Вишневый сад» Чехова в постановке Ивана Поповски. Действие разворачивается на небольшом подиуме, преимущественно с левой стороны, а правая часть и глубина почти не задействованы. Режиссер бережет это пространство для кульминации. Это и есть тот самый сад, только он пуст, так что о красоте его даже и говорить не приходится. Одинокий рояль и строительная пленка, висящая на заднем плане и справа, закрывая кулисы – вот и все, что видит зритель на сцене. Белым кажется полиэтилен, олицетворяя белые цветы вишневых деревьев. Но это еще и неизбежно вызывает ассоциации со стройкой и обновлением: такой пленкой накрывают мебель при ремонте. Конечно же, все это не случайно. Художники Нина Бачун (Oaza), Иван Поповски и художник-декоратор Ирина Борисова продумали все до мелочей. Но удастся ли построить кому-то счастье на чужом несчастье? Вот в чем вопрос.

Это последнее произведение Чехова. Писатель был неизлечимо болен, когда писал эту пьесу. И чувствуются здесь какая-то безысходность, надрыв, невозможность расстаться со старым и с прежней жизнью. «Фоменки» сделали все очень смешно и трогательно одновременно.

«Вишневый сад» – вообще произведение, преисполненное печали. Отец Чехова был вынужден продать свою усадьбу, чтобы расплатиться с долгами, потому и родилась эта пьеса.

Но действующие лица не готовы принимать жизнь сегодняшнюю, они постоянно обращены в прошлое. Они смотрят на все с заплаканными глазами, но и с улыбкой, с нежностью и грустью одновременно. Но каждый ли человек способен приспособиться и влиться в новое течение времени? Принять новые порядки и устои и найти свое место в изменившемся мире?

Люди разных поколений часто не понимают друг друга. «Скорее бы как-нибудь изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь», – говорит Лопахин. Но ведь для того, чтобы изменить жизнь, нужно изменить вначале себя.

Актерские работы в этом спектакле очень точны: Раневская Любовь Андреевна (Галина Тюнина) легкомысленна, добра, но эгоистична; Лопахин (Денис Аврамов) деловит, практичен, трудолюбив и не жаден, он может романтично любоваться природой и в то же время мыслить рационально; Аня (Александра Кесельман) – хозяйственная и недоумевает мамкиной расточительности; Гаев (Рустэм Юскаев, Никита Тюнин) – высокомерный и совсем непрактичный человек; Трофимов (Федор Малышев) мечтает о будущем, не замечая красоты настоящего. Ярким оказывается абсолютно каждый персонаж, включая горничную Дуняшу, Симеонова-Пищика и старика Фирса.

И вот уже неподъемным грузом висит рояль над сценой, когда приходит время паковать вещи. Висит на канате – как счастье на волоске. И эта тяжесть безысходно тянет вниз, стоит только обрезать веревки и все рухнет, и кончена будет музыка, все сломается – и судьба этого дома, и судьбы этих людей.

Источник: МИР-24


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100